Что делают на пит-стопе


Что делают на пит-стопе

Для человека, далекого от темы гонок, происходящее на пит-стопе действо выглядит едва ли не магией. До полсотни человек за секунду успевают полностью обслужить машину. Все это благодаря четко отрепетированным действиям команды.

Стандартные действия во время гонки доведены до автоматизма и поддерживаются современной электроникой. Бортовой компьютер следит за уровнем топлива и, как только он понизится до условной отметки, отправляет сигнал на заправочную станцию. Эту же информацию дают пилоту, который делает предварительный круг и заезжает на пит-стоп. К этому времени там уже готов заправочный комплекс, а набор свежих колес помещен в электрические нагреватели.

За первые полторы секунды двое механиков приподнимают болид, а четверо откручивают колеса. Одновременно к бензобаку подключают заправочный комплекс. Еще один механик показывает водителю знак-«леденец» той стороной, на которой изображен сигнал нажатия на тормоз. Еще секунда уходит на съем колес. Через 3,5 секунды после прибытия машины на нее уже установлены другие колеса. Две десятых доли секунды требуется на завинчивание крепления. Сразу после этого механики делают шаг назад и поднимают руки, показывая, что они сняли гайковерты, а сам болид устанавливают на землю. На пятой секунде механик поворачивает «леденец» другой стороной с сигналом «первая передача». На отметке в 6,5 секунд от машины отцепляют заправочный трос (все это время по нему закачивали топливо со скоростью 12 литров в секунду). Пилот стартует и уже на десятой секунде выезжает с пит-лейна.

Задержать обслуживание может замена деталей. Руль отстегивают особой кнопкой за две секунды. Переднее антикрыло меняют за восемь секунд, заднее – за полторы-две минуты. Бортовой компьютер – за минуту, капот двигателя – примерно за две-три. Если вдруг болид заглохнет, находящийся сзади механик использует пневматический стартер.

Распечатать

Что делают на пит-стопе

www.kakprosto.ru

Пит-стоп - это... Что такое Пит-стоп?

Пит-сто́п (англ. pit stop) — дословно «остановка над ямой»; техническая остановка машины во время гонки для выполнения заправки топливом, смены шин, смены водителей, быстрого ремонта и проверки технического состояния машины. Для успешного выполнения пит-стопов необходима согласованная работа всех членов команды, отточенная на многочисленных тренировках. В некоторых автоспортивных сериях выполнение обязательного пит-стопа является неотъемлемой частью гонки.

Происхождение английского слова pits (от которого, собственно, и произошло «пит-стоп») произошло от английского «repair pit», то есть «ремонтная яма» (ранние автомобили приходилось обслуживать снизу, то есть из ямы или с эстакады).

Пит-стоп в «Формуле-1»

Михаэль Шумахер на пит-стопе (2000). Видны двое заправщиков (в современной «Формуле-1» дозаправка запрещена).

Порядок выполнения

  1. Сообщение о пит-стопе.
    1. Команда информирует гонщика по радиосвязи, что она готова принять машину.
    2. Либо сам гонщик сообщает команде, что требуется остановка.
  2. Подготовка к пит-стопу.
    1. Бригада механиков выходит на пит-лейн с необходимым оборудованием.
    2. Гонщик на текущем круге вместо того, чтобы продолжить гонку, сворачивает на заезд на пит-лейн.
  3. Ограничение по скорости.
    1. Заезд на пит-лейн заканчивается белой линией, которая указывает на начало действия ограничения скорости (обычно 100 км/ч). Гонщик должен подвести машину к этой отметке с такой скоростью, чтобы не превысить это ограничение.
    2. В помощь гонщику машина оборудована ограничителем оборотов, который не позволяет болиду превысить определённое число оборотов двигателя (а следовательно, и определённую скорость на первой передаче). Обычно ограничитель настроен с небольшим запасом (например, на 98 км/ч).
    3. Ограничение по скорости действует до отметки на выезде с пит-лейн.
  4. Перемещение по пит-лейн.
    1. Гонщик с максимально разрешённой скоростью должен передвигаться по пит-лейн до боксов своей команды.
    2. Для того, чтобы помочь гонщику, старший механик обслуживающей его бригады выходит с табличкой («леденцом»), указывая место поворота к боксам команды.
  5. Остановка в боксах.
    1. Все операции над машиной запрещены до момента её полной остановки в боксах.
    2. Задача пилота — остановиться перед своими механиками максимально точно в отведённом пространстве. Если он будет подъезжать с недостаточной скоростью, то придётся прикладывать дополнительные усилия. Если он подъедет со слишком большой скоростью, то попросту проскочит точку остановки.
    3. При остановке следует ориентироваться либо на то место, где один из механиков держит подъёмник для передней части машины, либо на механиков спереди, которые держат руку так, что при правильной остановке середина передней шины будет точно под их рукой.
  6. Работа над машиной.
    1. Два механика, спереди и сзади, приподнимают машину. Если смена резины не требуется, то эта операция не выполняется. Если переднее или заднее антикрыло повреждено, соответствующий механик сначала меняет разбитую деталь.
    2. Старший механик опускает табличку перед глазами гонщика стороной с надписью о том, что нужно держать педаль тормоза. Надпись не стандартизована и может выглядеть по-разному: «Brakes», «Stop» и тому подобное.
    3. Рядом с каждым колесом находится по три механика: один — для того, чтобы забрать снятое колесо, один подает колесо из свежего комплекта и ещё один — непосредственно снимающий и надевающий колесо гайковёртом. Закрепив колесо, он поднимает руку, сигнализируя об окончании работы. Обычно при согласованной работе механиков замена резины занимает 2,5-3 секунды.
    4. После смены колёс машину опускают на асфальт с подъёмников.
    5. Ещё два механика прочищают воздухозаборники болида.
    6. Один механик протирает забрало шлема гонщика.
    7. Механики также могут выполнять и другие операции, как то: изменение угла атаки антикрыльев, снятие датчиком характеристик шин и так далее.
    8. Обычно после установки свежего комплекта резины старший механик разворачивает табличку стороной, увидев которую, гонщик переключается на первую передачу, готовясь к старту. Надпись не стандартизована и может выглядеть по-разному: «1st Gear», «Ready» и тому подобное.
  7. Возвращение на трассу.
    1. Ответственность за выпуск машины на трассу несёт только старший механик. Как только он убедился в том, что все работы над машиной завершены, никто не находится на пути движения машины и по пит-лейн вблизи боксов не проезжает ни одна машина, он поднимает табличку, выпуская гонщика с пит-стопа.
    2. По пересечении линии, которая отменяет ограничение скорости, пилот отключает ограничитель оборотов.
    3. Выезд с пит-лейн отделяется от трассы белой линией, пересекать которую выезжающий с пит-стопа гонщик не имеет права, чтобы не создавать аварийных ситуаций для более быстрых болидов.
    4. Поскольку на машине стоит не прогретый до рабочей температуры комплект резины, то один или два круга в гонке уйдёт на то, чтобы шины дошли до рабочего состояния.

Штрафы

Пит-стоп в NASCAR

Порядок выполнения

Пит-стоп в NASCAR
  1. Сообщение о пит-стопе.
    1. Команда информирует гонщика по радиосвязи, что она готова принять машину.
    2. Либо сам гонщик сообщает команде, что требуется остановка.
    3. Гонщик и крю-чиф обсуждают содержание работ — дозаправка, дозаправка со сменой правых шин или дозаправка со сменой всех 4-х шин.
  2. Подготовка к пит-стопу.
    1. Бригада механиков выходит на пит-лейн с необходимым оборудованием.
    2. Гонщик на текущем круге вместо того, чтобы продолжить гонку, сворачивает на заезд на пит-лейн.
  3. Ограничение по скорости.
    1. Заезд на пит-лейн заканчивается белой линией, которая указывает на начало действия ограничения скорости (обычно 60 миль/ч). Гонщик должен подвести машину к этой отметке с такой скоростью, чтобы не превысить это ограничение. В NASCAR нет автоматики, помогающей гонщику соблюдать это ограничение, он должен поддерживать необходимые обороты двигателя самостоятельно.
    2. Ограничение по скорости действует до отметки на выезде с пит-лейн, засечка производится на нескольких контрольных точках, и если гонщик превысит скорость между ними, то это не будет замечено и он не будет оштрафован. Положение контрольных точек держится в тайне.
  4. Перемещение по пит-лейн.
    1. Гонщик с максимально разрешённой скоростью должен передвигаться по пит-лейн до расположения своей команды.
    2. Для того, чтобы помочь гонщику, старший механик обслуживающей его бригады выходит с табличкой («леденцом»), указывая место поворота к боксам команды.
  5. Остановка в боксах.
    1. Все операции над машиной запрещены до момента ее полной остановки в боксах.
    2. Задача пилота — остановиться перед своими механиками максимально точно в отведённом пространстве. Если он будет подъезжать с недостаточной скоростью, то придётся прикладывать дополнительные усилия. Если он подъедет со слишком большой скоростью, то попросту проскочит точку остановки.
  6. Работа над машиной.
    1. Число механиков, которым разрешено работать над машиной, строго ограничено — 7. Вместе с тем, другие члены команды также могут принимать участие в работах, но не пересекая пит-уолл. За превышение допустимого числа занятых при обслуживании механиков — штраф.
    2. Механик справа подсовывает под машину домкрат и, налегая всем телом на рычаг, приподнимает правый борт машины.
    3. Четыре механика производят замену правых колес — двое действуют гайковёртом, откручивая все 5 гаек и снимая колесо, которое затем откатывает к стенке, а второй заменяет колесо.
    4. При необходимости операцию повторяют и на левом борту — вся операция занимает 13,5—14 секунд.
    5. После смены колёс машину опускают на асфальт с домкрата.
    6. Два механика занимаются заправкой: один держит заправочную канистру и ещё один — отлавливает в бутылку излишки топлива, выливающиеся из топливной системы при полном заполнении бака (и сигнализирующие этим самым о нем), также он берет пустую канистру, если необходимо заправить две. С 2011 года используется закрытая топливная система и заправщик заправляет машину в одиночку.
    7. При необходимости дополнительные работы могут осуществляться дополнительным персоналом из-за стенки, но с использованием длинных рукояток — прочистка воздухозаборника, поднесение гонщику питья или еды.
    8. Механики также могут выполнять и другие операции, как то: изменение угла атаки спойлера (в 2007-2010 гг. антикрыла), регулировка жёсткости амортизаторов и так далее.
    9. Если машина требует серьёзного ремонта, то её заталкивают за стену в боксы, где регламент пит-стопа не действует.
  7. Возвращение на трассу.
    1. Ответственность за выпуск машины на трассу несёт только механик, меняющий передние колеса. Как только он убедился в том, что все работы над машиной завершены, никто не находится на пути движения машины и по пит-лейн вблизи боксов не проезжает ни одна машина, он поднимает руку, выпуская гонщика с пит-стопа.
    2. По пересечении линии, которая отменяет ограничение скорости, пилот нажимает газ.
    3. Выезд с пит-лейн отделяется от трассы белой линией, пересекать которую выезжающий с пит-стопа гонщик не имеет права, чтобы не создавать аварийных ситуаций для более быстрых болидов.
    4. Поскольку на машине стоит не прогретый до рабочей температуры комплект резины, то один или два круга в гонке уйдёт на то, чтобы шины дошли до рабочего состояния.

Ссылки

dic.academic.ru

10 самых эпичных ошибок на пит-стопах в «Формуле-1»

Вдохновленный воскресной неудачей Льюиса Хэмилтона, зарулившего на Гран-при Малайзии не в те боксы, блог «Крутой поворот» вспомнил еще 10 эпичных ошибок на пит-стопах «Формулы-1».

Дэвид Култхард на Гран-при Австралии 1995 года

Последнее появление «Ф-1» в Аделаиде запомнилось массовыми сходами и столкновениями болидов, победой Дэймона Хилла с преимуществом в два круга над ближайшим соперником, а также потрясающей ошибкой Дэвида Култхарда при заезде на пит-лейн.

В финальной гонке сезона шотландец уверенно лидировал, и явно намеревался завершить выступления за «Уильямс» на высокой ноте, однако когда на 20-м круге Дэвид отправился на пит-стоп, все внезапно закончилось крахом. В прямом смысле слова: грязная трасса, неправильно выбранная скорость… и машина врезается в стену.

Дженсон Баттон на Гран-при Китая 2011 года

Льюис Хэмилтон – не первый гонщик, по ошибке приехавший в боксы к соперникам. Двумя годами ранее подобное произошло и с бывшим напарником Льюиса, Дженсоном Баттоном. В той гонке сам Хэмилтон прорывался через пелотон и все ближе подбирался к первой победе в сезоне, а вот Дженсон в пылу борьбы перепутал механиков «Ред Булл» со своими. Ситуацию усугубил Себастьян Феттель, который также решил сделать планируемую остановку в боксах. Однако механики «быков» среагировали быстро и жестами согнали пилота «Макларена» со своей вотчины.

Джонни Херберт на Гран-при Испании 1995 года

В тот день Джонни сильно спешил, в результате чего получился один из самых странных и одновременно забавных случаев в истории «Формулы-1». После проведенного пит-стопа англичанин не задумываясь нажал на педаль газа и уехал вместе…с домкратом, который остался в задней части болида. Невероятно, но в том инциденте никто не пострадал, а сам гонщик финишировал вторым вслед за партнером по команде Михаэлем Шумахером. Это был его первый подиум в карьере.

Найджел Мэнселл на Гран-при Португалии 1989 года

Если вы гонщик «Формулы-1», то никогда не делайте так, как это сделал на Гран-при Португалии Найджел Мэнселл в далеком 1989 году. Никто не пострадал, но прецедент был опасным. В то время ограничений по скорости на пит-лейн не существовало, и лишь чудом горячий британский гонщик не травмировал механиков.

Найджел выбрал неправильную скорость и промахнулся мимо боксов «Феррари». Однако вместо того, чтобы дождаться, пока механики откатят болид на место, Найджел включил заднюю скорость, что являлось нарушением правил. Стюарды показали гонщику черный флаг, однако британец его проигнорировал, продолжил заезд, а позже и вовсе столкнулся с Айртоном Сенной в борьбе за вторую позицию и вместе с бразильцем прекратил участие в гонке.

Хайме Альгерсуари на Гран-при Абу-Даби в 2009 году

Во время гонки не мудрено перепутать свою команду с чужой. Тем более, если цвета твоей конюшни на приличной скорости и в пылу борьбы вполне сойдут за другие. Хайме Альгерсуари проводил сезон-2009 за рулем болида «Торо Россо» – младшей сестрички «Ред Булл», – и по чистой случайности оба коллектива на пит-лейн располагались в соседних боксах. Грех не перепутать, как и поступил испанец. Правда, как и в других подобных случаях, механики сработали на «ура» и показали нерадивому пилоту на его место.

Льюис Хэмилтон и Нико Росберг на Гран-при Канады в 2008 году

Ошибки не всегда возникают во время пит-стопа. Оказывается, можно сильно «пролететь» и сразу после плановой «переобувки».

В Монреале в 2008 году Льюис Хэмилтон не заметил ни красного света светофора на выезде с пит-лейн, ни болидов впереди. А когда заметил – было поздно, и Кими Райкконен на «Феррари» превратился в невинную жертву Льюиса.

Чуть позже болидов, попавших в аварию, стало три: Нико Росберг тоже не увидел впередистоящих конкурентов. Наказанием за невнимательность для немца и британца стали 10 позиций штрафа на следующем Гран-при.

Кристиан Альберс на Гран-при Франции 2007 года

По ходу сезона Кристиан Альберс уступал молодому напарнику Адриану Сутилю, и очень старался исправить ситуацию. На Гран-при Франции голландец проигнорировал опущенный леденец и самовольно решил покинуть пит-стоп, несмотря на то, что дозаправка еще не завершилась, а топливный шланг торчал в горловине бака. В итоге Альберс «сделал слоника» и эффектно завершил заезд, а вскоре и вовсе вылетел из «Ф-1».

Ники Лауда назвал эту ошибку самой глупой из всех, что он когда-либо видел в «Формуле-1».

Фелипе Масса на Гран-при Сингапура 2008 года

В продолжении темы оторванных дозаправочных шлангов нельзя не вспомнить горемычного Фелипе Массу, который из-за ошибки с новым светофором «Феррари» чуть раньше отъехал с места – вот к чему привело намеренное, как позже выяснилось, самоустранение Нельсона Пике-младшего.

Возможно, именно упущенных в Сингапуре в итоге Массе не хватило для завоевания чемпионского титула.

Йос Ферстаппен на Гран-при Германии 1994 года

Эту историю, кажется, знают все. Отсутствие специальных фильтров для быстрой дозаправки, раскаленная машина и топливо привели к крупному пожару в боксах «Бенеттона».

Механик итальянской конюшни поспешил открыть клапан подачи топлива, когда шланг еще не был зафиксирован в баке. Бензин попал на горячую машину и за считанные секунды воспламенился. К счастью, Йос в итоге ограничился лишь небольшими ожогами лица, и уже на следующем этапе завоевал свой первый подиум в карьере.

Жером д’Амброзио на Гран-при Венгрии 2011 года

Чтобы не завершать рассказ об ошибках на пит-стопах известным пожаром, вспомним курьезный случай с бельгийским пилотом «Маруси».

Свой единственный сезон за рулем болида «Формулы-1» Жером провел в одной из слабейших команд пелотона. За спиной более опытного напарника Тимо Глока ему было сложно выделиться, и спортсмен выбрал самый нетривиальный способ заявить о себе – на влажном пит-лейн д’Амброзио совершил неуправляемый занос. К счастью, рядом никого не оказалось.

www.sports.ru

Что такое пит-стоп?

Каталог полезных и интересных статей Экстримавто

26 июня 2014 в 0:00 | Просмотров: 1 595

Каждому, кто интересуется автогонками или даже тем или иным образом в них задействован, известно такое понятие, как пит-стоп. Это та техническая остановка, которую совершает авто для того, чтобы подзаправиться топливом, сменить шины, пройти проверку на свое состояние и в случае необходимости также подвергнуться ремонту.

Для того чтобы пит-стоп была проведена максимально успешно, действия всех членов команды должны быть максимально согласованы между собой, отточены до мельчайших подробностей. Кстати, в некоторых видах гонок пит-стоп является обязательным элементом.

Название «пит-стоп» происходит от английского «repair pit», что в переводе означает «яма ремонта». Связано это с тем, что ранее гоночные авто ремонтировались из специального углубления под ними.

Каким же образом осуществляется пит-стоп?

Начинается все с того, что гонщик по радиосвязи передает сигнал своей команде о том, что ему требуется соответствующая остановка. Механики заблаговременно берут все необходимое для проведения соответствующих работ оборудование и выходят с ним на пит-лейн, где и ожидают машину.

Когда гонщик завершает свой текущий круг, он не переходит на следующий. Вместо того чтобы продолжить гонку, он сворачивает на пит-лейн и останавливается.

Нужно отметить, что в зоне пит-лейна действуют ограничения по скорости. Обычно это ограничение составляет 100 км/ч. Подъезжая к пит-лейну, гонщик должен сбавить скорость, чтобы данное ограничение не превышалось. Для того чтобы это осуществлялось по возможности легко, в болид встраивается ограничитель оборотов. Гоночная машина на первой передаче не может превысить заданное количество оборотов, а потому и развить большую скорость она тоже не в состоянии. Ограничитель, как правило, выставляют даже на скорость, которая меньше допустимой.

Именно с этой ограниченной скоростью гонщик и перемещается по зоне пит-лейна. Его цель – добраться до тех боксов, которые принадлежат именно его команде. Чтобы гонщику было проще сориентироваться, навстречу ему выходит старший механик с соответствующей табличкой. Таким образом, он ориентирует гонщика, куда тому следует повернуть, чтобы добраться до боксов команды.

Когда гоночное авто добирается до боксов и окончательно останавливается, только тогда механики могут быть допущены к проведению над машиной каких-либо работ. При этом пилот авто должен постараться остановиться максимально точно в специально отведенном для этого месте. Вот почему его задача – грамотно рассчитать ту скорость, с которой он должен двигаться. Если он будет ехать с повышенной скоростью, то проскочит установленное место. Если его скорость будет слишком низкой, то до места остановки он попросту не дотянет.

Чтобы остановиться в нужном для этого месте, гонщик, как правило, выбирает для себя определенный ориентир. Это может быть кто-либо из механиков. Так, например, один из механиков может держать перед гонщиком подъемник.

Начинается ремонт машины с того, что два члена ремонтной бригады приподнимают авто. Это необходимо для оперативной смены резины. Если же менять шины не нужно, то и в проведении этой операции необходимости, соответственно, нет. В случае если имеются повреждения на переднем или заднем антикрыле, то механики осуществляют их замену.

При этом гонщик все еще находится внутри болида. О необходимости совершения им каких-либо действий (к примеру, если требуется зажать педаль тормоза) его оповещает старший механик при помощи нужных табличек.

Каждое из колес гоночного авто обслуживается одновременно тремя механиками. Первый из них убирает старое колесо, другой подает новое, а третий занят непосредственно тем, что снимает или одевает колеса. После того, как колесо окончательно сменено, третий механик поднимает вверх руку, давая таким образом понять окружающим, что его работа уже выполнена. В это сложно поверить, но смена колеса на болиде осуществляется в течение 2,5-3 секунд. Конечно, при условии, что все члены команды действуют быстро и согласовано.

Прочисткой воздухозаборников авто занимаются, как правило, еще два механика. Еще один член команды тем временем протирает шлем пилота.

После того, как резина в гоночном авто была сменена на новую, старший механик переворачивает ту табличку, которую он держит, обратной стороной. После этого гонщик включает первую передачу, таким образом, готовясь нажать на газ. Примечательно, что надпись на обратной стороне таблички может быть какой угодно – «Вперед», «Давай», «Готово» и не только. Все зависит от того, как это было предусмотрено в каждой конкретной ремонтной бригаде болида.

После того, как все ремонтные работы завершены, гонщик может возвращаться на трассу. Старший механик проверяет, свободен ли путь и выпускает болид с пит-лейна.

Светлана Шакина Авто Журнал №33 (декабрь’2013)

extrimavto.net


Смотрите также

Copyright © 2017