Экстремальное вождение


Курсы контраварийного вождения

«Буллит», «Форсаж», «Такси», «Французский связной» — задумывались ли вы, как герои этих фильмов участвуют в погонях, ловят преступников на автомобиле и спокойно разговаривают по телефону, мчатся автострадой по встречной полосе, ловко маневрируя среди машин? Как это возможно?

Сегодня каждый желающий сможет почувствовать себя героем одного из этих и других фильмов, где максимальная скорость автомобиля и эффектные аварии играют первую скрипку. Для этого создана школа экстремального вождения — место, где желающие выплеснуть адреналин будут иметь возможность испытать острые ощущения гонок, покататься на самых быстрых автомобилях в мире, переехать через болото, почувствовать машину на льду или спуститься по самому крутому холму. Школы контраварийного и экстремального вождения являются по сути одним и тем же.

Школа экстремального вождения

Основанные на принципе, что жизнь — это путешествие, а не пункт назначения, экстрим-курсы предлагают искателям острых ощущений проехаться в любом из экзотических автомобилей на скоростных треках. Занятия проводит опытный и терпеливый инструктор экстремальной езды, имеющий многолетний опыт спортивных ралли или специальной подготовки.

Обучение в любой школе состоит из теоретических и практических занятий. Теория изучается в аудиториях, а практика проходит на закрытых трассах автодрома. Некоторые школы экстремального обучения могут предоставить вам реальные путешествия по горным дорогам, заснеженной местности, по песчаному бездорожью или спуски по крутым склонам.

После краткого введения за рулём своего автомобиля или рулём гоночного суперкара вы можете изучить правила поведения в опасных ситуациях. Вы поймёте, почему заносит автомобиль и как управлять транспортом в такой ситуации. Курсы обучения включают также крутые развороты, экстренное торможение, балансировку центра тяжести машины. Также вы узнаете, как избежать и предотвратить недостаточную поворачиваемость, провоцируя скольжения задних колёс автомобиля.

Курсы экстремального вождения

На уроках экстремальной езды можно научиться:

Каждая школа экстремального вождения имеет свои курсы и разработанные уроки обучения. Но все предлагаемые услуги можно условно разделить на несколько уровней, каждый из которых более сложный и замысловатый. Кто-то захочет остановиться на первом этапе, изучив азы экстремального вождения, а кому-то станет интересен самый сложный курс. Всё зависит от пожеланий водителя и что немаловажно, его платёжеспособности. Ведь уроки экстремальной езды обойдутся недёшево.

Автомобили для экстремального вождения

Автомобили, которые есть в каждой школе экстремального вождения, специально оборудованы для такой практики. Транспорт оснащён всем необходимым для обеспечения безопасности во время вождения: спортивная подвеска, ковшеобразные сидения, специальные ремни безопасности.

Если вы решили только освоить базовый курс, лучше выбирайте автомобили с передним приводом. Хотя они достаточно ограничены в возможностях и не совсем предоставляют шанс ощутить экстремальные манёвры, но зато такие автомобили довольно безопасны.

Достаточно просты в управлении и пользуются большим спросом среди практиков экстремального вождения полноприводные автомобили. Они характеризуются отличным балансом и повышенной проходимостью, что важно в условиях езды на пределе возможностей.

Автомобили с задним приводом станут наиболее эффективными в управлении для экстремального вождения. С таким транспортом возможны ускорения и крутые повороты, опасные спуски и манёвренность.

Этапы обучения

1 этап — улучшение навыков вождения

Инструкторы тщательно проведут вас через все сложные дорожные ситуации. В это время вы сможете оптимизировать свои навыки вождения и получить бесценный опыт.

Столкнувшись с различными дорожными ситуациями, вы научитесь контролировать свой автомобиль. Подготовка на первом этапе не требует предварительных знаний. Это хорошая инвестиция в безопасные навыки вождения. Торможения в повороте, первые подъёмы и спуски, а также навыки боковых углов наклона.

Помимо первоначальных навыков спуска или экстремального торможения, инструктор покажет соответствующий стиль вождения с более эффективной работой транспортного средства, что поможет снизить расход топлива. Включает в себя:

Максимальная скорость на этом этапе не превышает 60 км/час.

2 этап — совершенствование навыков

Для опытных водителей на втором этапе можно совершенствовать свои реакции в более сложных ситуациях и на более высоких скоростях.

После начального курса можно попробовать вести машину в более сложных ситуациях. Ухабистые дороги, более сложные условия бездорожья. На более высоких скоростях в экстремальных ситуациях вы увеличите свои способности к концентрации и реакции.

Практика и опыт являются основой превосходного вождения, особенно в неожиданных ситуациях дорожного движения. Как правильно освоить внезапные манёвры уклонения или полное торможение в аварийных ситуациях и принять решение в доли секунды? Опытный инструктор предложит упражнения для противодействия автомобиля с избыточной или недостаточной поворачиваемостью.

3 этап — зимний экстрим

Вы пройдёте через критические ситуации под контролем инструктора. Шаг за шагом ваши способности справляться с чрезвычайными ситуациями станут более развитыми. Манёвры с высокой степенью динамики движения будут толкать вас к пределам автомобиля.

На скалистых и крутых склонах, при обходе падений в ледяных местностях, а также торможение в зимнее время даст опыт, который принесёт пользу. Практика эффектных заносов на льду, а также исследование пределов законов физики на скоростях до 100 км/час:

Видео об экстремальном вождении на льду:

4 этап — опасные ситуации

Опираясь на опыт профессионалов фундаментальной подготовки, на этом этапе появляется практика в особо тяжких стрессовых ситуациях и специальные требования, которые предъявляются к водителю. Конечная задача — столкнуться с опасными ситуациями в самых сложных дорожных условиях, приобретая опыт.

Точная динамика рулевого управления и вождение в экстремальных ситуациях — вот вехи на пути к совершенной технике вождения. На скорости до 130 км/час вы узнаете, как вернуть контроль над автомобилем после аварийной ситуации, перенос веса на спусках с градиентами до 100%, витые дорожки, ночные перегоны.

5 уровень — экстремальные условия

Для совершенного вождения вы будете испытывать препятствия, которые принесут свой адреналин от максимальной скорости.

Этот уровень является прерогативой гонщиков. Вы будете иметь возможность толкнуть себя в самые сложные условия бездорожья или продрейфовать на скорости около ледяных трасс.

Гоночные треки, оптимальные точки торможения — обучение позволяет испытать динамику и эффективность в экстремальных условиях. Вас обучат, как поставить обратно перевёрнутую машину на колёса, помочь себе в случае поломки, движению по бездорожью:

Видео о школе экстремального вождения:

Если вождение для вас — это немаленький автомобиль с инструктором, что раздражает других участников движения и вызывает пробки — попробуйте свои силы, записавшись на уроки экстремального вождения. У вас есть опыт? Поделитесь с нами.

365cars.ru

Курсы экстремального вождения, уроки контраварийной подготовки

Давайте сразу условимся, что езда по ночному городу на немыслимой скорости не имеет ничего общего с экстремальным вождением, к которому большинство водителей вынуждено прибегать в исключительных ситуациях. Если в первом случае это попросту безответственность и бахвальство, то контраварийные действия позволяют не только сохранить целостность автомобиля, но и спасти собственную жизнь и жизнь пассажиров. Обучится контраварийным навыкам и уверенному поведению в любой дорожной ситуации позволяют курсы экстремального вождения.

Каждому водителю следует помнить, что жизнь дается только один раз и права на ошибку у него попросту нет, поэтому школа экстремального вождения позволит не только научиться вести себя в самых сложных дорожных ситуациях, но и предвидеть их задолго до наступления. Как и в любом учебном заведении, обучение включает в себя теоретические знания и практику, в которую входит контраварийная подготовка водителей и руление в экстремальных условиях. Курсы контраварийного вождения также позволят начинающим спортсменам научиться управлять машиной безопасно. К тому же обучение даст возможность освоить азы дрифтинга и вхождения в крутые повороты на высокой скорости.

Чему можно научиться на экстрим-курсах

Контраварийная подготовка включает в себя обязательную теоретическую часть, изучив которую, водитель поймет, почему происходит занос машины и что необходимо предпринять в такой ситуации. Обучение позволит:

Желательно повышение водительского мастерства отрабатывать в зимнее время года или поздней осенью. Это позволит пройти обучение на льду и освоить на практике погашение скорости и заносов, правильные способы замедления автомобиля.

Контраварийная подготовка водителей даст возможность избежать так называемых «подстав» на дороге – мошеннических действий со стороны преступников, которые направлены на заведомо осознанные создания аварийных ситуаций с целью наживы. Обучение позволит уверенно вести себя во время движения, наперед предвидеть дорожную картину и избежать неприятностей.

От теории к практике

Изучив теоретическую часть в школе водительского экстремального (контраварийного) управления автомобилем, Вы приступите к его практическому приминению. Дальнейшее повышение водительского мастерства будет проходить в следующем формате:

Частыми причинами возникновения аварийных ситуаций на дорогах является:

Опытный инструктор поможет избежать большинства типичных ошибок и обучит правильно побеждать свой страх и неуверенность на дороге.

На уровне рефлекса

Перед каждым инструктором стоит довольно непростая задача: всех учеников необходимо научить не боятся приближающейся опасности, по возможности предвидеть ее, а также выполнять различные маневры на рефлекторном уровне. Эти навыки и помогают избежать ДТП и прочих неприятностей, которые возникают с неопытными водителями.

Безусловно, опыт вождения также играет определенную роль в принятии жизненно важных решений, однако большинство водителей, за плечами которых ни одна тысяча километров пробега, к сожалению, не умеют действовать в экстремальных ситуациях и не имеют понятия о контраварийных маневрах.

Пройдя обучение в автошколе по экстремальному вождению, Вы также научитесь:

Это далеко не полный список действий водителя, которые в процессе обучения доводятся до автоматизма и выполняются в доли секунды, когда времени на раздумья нет.

Учимся водить спорт-кары

Чтобы профессионально овладеть экстремальным вождением спортивных (гоночных) автомобилей, не достаточно просто приобрести модель спорт-кара и самостоятельно расшивать по ней на бешеной скорости по заброшенному аэродрому или пустырю. Спортивное вождение позволяет освоить скоростное управление автомобилем. Также спорт-тренинги дают возможность понять водителю, что заставляет машину вести себя тем или иным образом на дороге, и как он должен поступать при различных обстоятельствах.

После тщательного изучения теоретической части переходят непосредственно к практике спортивного вождения, которая в себя включает:

Отработка приемов спортивной езды осуществляется на твердом покрытии (асфальт), а также на грунтовой дороге и смешанных типах трасс. Таким образом, водитель быстро привыкает к спортивному экстремальному вождению в сложных условиях и быстрой смене дорожного покрытия.

Интенсивные тренинги для женщин и девушек

Так уж сложилось исторически, что большинство женщин и девушек далеки от техники, однако это вовсе не означает, что их нельзя обучить водить машину профессионально. После прохождения тренингов, которые специально разрабатываются для прекрасной половины, больше никому в голову не придет вспоминать анекдоты про женские проколы за рулем.

Даже если милые дамы уже умеют водить автомобиль, то пройти интенсив по экстремальному вождению будет совсем не лишним. Как правило, такие тренинги включают в себя:

Опытные инструктора по экстремальному (контраварийному) вождению помогут преодолеть страхи, которые возникают в различных дорожных ситуациях, а также привьют рефлекторную способность правильно управлять автомобилем даже в самой сложной дорожной передряге.

autolirika.ru

Курсы контраварийного вождения

Наверное, каждому автолюбителю хотелось бы научиться не просто управлять транспортным средством, а «лихачить» на дорогах, как это делают герои популярных фильмов. Но не все так просто, и в реальной жизни можно попросту растеряться в непредвиденной ситуации. Конечно, заранее предугадать свою реакцию достаточно сложно, но получить определенные навыки контраварийного (или экстремального) вождения все же можно, и в этом вам помогут специалисты соответствующих школ.

1. Школа экстремального вождения

Если вы уже имеете некоторый опыт вождения машины, то наверняка сталкивались с различными непредвиденными ситуациями на дороге. В подобных ситуациях, основное, что требуется от водителя, – это сохранить контроль над своим автомобилем, сделать все возможное для предотвращения столкновения с остальными участниками дорожного движения. К сожалению, имеющиеся у водителя знания далеко не всегда приводят его к успешному решению проблемы, поэтому школы экстремального вождения приобретают все большую популярность.

Основной задачей всех подобных учреждений как раз и является качественная подготовка автолюбителей к правильной реакции на сложные и нестандартные ситуации на дороге. Опытные инструкторы помогают выработать собственный алгоритм действий и в любом случае оставаться спокойными. В этом деле психологическая подготовка так же важна, как и сами физические навыки, что, несомненно, должно учитываться преподавателями разных школ.

Большинство автошкол контраварийного вождения предлагают учащимся получить навыки скоростного передвижения, ступенчатого и прерывистого торможения, а также фундаментального маневрирования, благодаря чему вы всегда сможете вовремя среагировать на возникшие препятствия. Все аварийные ситуации могут воссоздаваться на учебном автодроме, который оборудуется с учетом всех нюансов. Систематическое повторение одних и тех же действий способствует их автоматизации, и если на дороге возникнет похожая ситуация, то вы точно будете к ней готовы.

Число этих повторений может достигать сотни раз, и, несмотря на свою необычность, они все же подготовят ученика к решению подобных задач реальности. Существует несколько типов специально разработанных курсов, помогающих добиться практически идеальных результатов в вопросе быстрого и грамотного реагирования на различные аварийные ситуации.

К примеру, курс экстремального вождения на асфальтном покрытии позволяет приобрести необходимые навыки по управлению транспортным средством в критических ситуациях и при скоростном режиме на твердом держащем покрытии.

Курс экстремального вождения на льду – еще одно популярное направление – вообще можно разделить на несколько основных составляющих:

1. Управление автомобилем в ситуации «заноса», «сноса» или скольжения с частичной потерей устойчивости машины.

2. Управление машиной в ситуациях полной потери устойчивости (вращение на 360о и 720о, управляемый занос).

3. Умение избегать критических ситуаций или грамотно их решать, то есть с наименьшими потерями для себя самого.

После прохождения курса каждый ученик должен четко понимать, когда и почему наступает предел устойчивости автомобиля (не важно, идет речь об асфальте или о перемещении по обледеневшему покрытию).

В любом случае, водитель должен четко понимать, к чему могут привести его неумелые действия, пусть даже при небольшом превышении скорости или не в самой критической ситуации. Проще говоря, курсы экстремального вождения основываются на тех же приемах управления, которые используют гонщики в реальности, а объединяет их следующее:

1. Способы и методы вождения автогонщиков ралли;

2. Езда с отключенными электросистемами безопасности;

3. Постоянное использование ручного тормоза при движении транспортного средства;

4. Нетрадиционные способы маневрирования и различные трюки, включая управляемый занос, «змейку», «полицейский разворот», разворот «с ручником» и разворот с помощью ритмического заноса.

Некоторые специалисты считают, что никакой практической пользы подобные курсы не несут и кроме адреналина, драйва или открытия новых возможностей водителя и автомобиля ничего больше не смогут предложить, но это не всегда так. Конечно, в некоторых ситуациях даже подготовленный человек может растеряться, но зачастую приобретенные умения оказываются полезными и на дорогах общего пользования.

Еще одним распространенным мнением, которое напрямую связывают с окончанием школ экстремального вождения, является повышение аварийных ситуаций на дорогах. То есть, водитель вроде бы и научился хорошо управлять машиной, но в реальных жизненных ситуациях оказался беспомощным. Исходя из этой точки зрения, получается, что курсы контраварийного вождения не имеют ничего общего с реальной практикой. Однако человек же все-таки чему-то научился…Надо сказать, что многое здесь зависит от характера самого водителя, и если он не позволит завышенной самооценке взять верх над здравым смыслом, то можно прийти к выводу, что школа экстремального вождения положительно сказывается на опыте практически любого автолюбителя.

2. Приемы экстремального вождения

Как и любой другой процесс обучения, экстремальное вождение имеет свои приемы. Так, в частности, к высшему водительскому мастерству относят приемы вождения на грани скольжения шин с дорогой и приемы вождения автомобиля при скольжении. Рассмотрим их немного детальнее.

Приемы вождения на грани скольжения включают в себя:

- быстрое ускорение на грани пробуксовки ведущих колес;

- аварийное экстренное торможение с антиблокировочной системой (или без нее) на грани проскальзывания шин (ярким примером является торможение гонщиков «Формулы-1»);

- точное определение места начала тормозного пути с тем расчетом, чтобы конечная точка пришлась точно на вход в поворот, а скорость оказалась сниженной до предельной границы, характерной для конкретной ситуации;

- комбинированное торможение с понижением передач и перегазовкой;

- управление крутящим моментом мотора согласно показаниям тахометра с поддержанием оборотов силового агрегата в диапазоне максимального крутящего момента и максимальной мощности;

- регрессивное и затяжное торможение, то есть совмещенное торможение и вращение рулевого колеса на грани скольжения колес;

- перемещение транспортного средства по дуге с граничной скоростью для конкретного поворота и удержание транспортного средства на грани скольжения шин (в этом случае можно говорить про «ювелирное» мастерство управления рулевым колесом и педалью газа);

- построение оптимально подходящей траектории прохождения связки поворотов, которая обеспечивает минимальное время прохождение кольцевой трассы;

- совмещение ускорения и вращения рулевого колеса на грани пробуксовки колес при выходе из поворота.

Из всего вышеперечисленного, для использования в ежедневных городских условиях лучше всего подходит комбинированное торможение с перегазовкой и построение наиболее оптимальной траектории преодоления поворотов. Не менее эффективным приемом является и совмещение ускорения и вращения рулевого колеса при выходе из поворота (не на грани скольжения колес, а с сохранением их сцепления с дорогой). Также допустимо экстренное торможение и ускорение, но только не в повседневном режиме, а лишь в критических ситуациях.

Приемы вождения транспортного средства при скольжении.

В этом случае выделяют несколько составляющих:

- способы создания заноса (различают два варианта: без смещения веса автомобиля и с его смещением);

- приемы прекращения заноса (скоростное руление, использование педали «газа», экстренное торможение);

- поддержание контролируемого заноса (характеризуется способностью поворачивать машину с помощью заноса на различные заданные углы: квадрат (90о), треугольник (120о), прямая (180о), круг (360о);

- способность менять траекторию движения транспортного средства в заносе («змейка», «восьмерка», «трасса»);

- умение непрерывно двигаться в контролируемом заносе;

- использование трюков скольжения (разворот передним ходом на 180о, «полицейский» разворот (задним ходом на 180о), разворот с места передним или задним ходом на 180о, разворот передним ходом на 360о).

Нужно отметить, что и в этом случае ничто из вышеперечисленного не используется в повседневных поездках, а единственное, что может понадобиться в условиях города – это знание способов прекращения заноса (скоростное руление, использование педали «газа» и экстренного торможения), и то только в критических ситуациях.

3. Автомобили для экстремального вождения

Каждая школа контраварийного (экстремального) вождения должна иметь в наличии собственную материально-техническую базу, которая включает в себя не только сами машины, но и специально оборудованную площадку для практических занятий. Все транспортные средства оснащаются необходимыми системами и деталями, которые позволяют гарантировать высокий уровень безопасности во время вождения. К наиболее распространенным запчастям относят спортивную подвеску, сидение в форме ковша и специальные точечные ремни безопасности.

Если вы решите освоить только базовый курс, тогда лучше выбирать переднеприводные транспортные средства. Пусть их возможности и несколько ограничены (такие машины не позволят в полной мере ощутить все экстремальные маневры), но зато уровень их безопасности значительно выше.

Достаточно популярными вариантами среди практиков экстремального вождения являются полноприводные автомобили. Именно они характеризуются высоким уровнем проходимости и отличной устойчивостью, что выступает очень важным моментом в условиях передвижения на пределе возможностей. Однако наиболее подходящим вариантом транспортных средств для экстремального вождения все-таки остаются заднеприводные автомобили, так как с ними можно выполнять самые сложные задачи, включая преодоление крутых поворотов и опасных спусков.

4. Этапы обучения

Обучение вождению бывает очень непростой задачей, особенно если речь идет не просто о базовой подготовке, а о приобретении более основательных навыков. Именно к последним относится экстремальное вождение, преподаваемое во многих автошколах. Естественно, весь процесс разделен на несколько взаимосвязанных этапов, от успешного прохождения которых зависит общий результат. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Первый шаг – это улучшение уже имеющихся водительских навыков. Грамотные инструкторы помогут вам справиться с самыми сложными дорожными ситуациями и приобрести бесценный опыт. В процессе обучения все автолюбители учатся лучше «понимать» и контролировать свое транспортное средство. На первом этапе подготовка не требует никаких особых знаний и является хорошей инвестицией в безопасные водительские навыки.

Торможение на крутом повороте, первые подъемы и спуски, а также освоение боковых углов наклона – это еще далеко не все приемы, которым вас могут научить специалисты школы контраварийного вождения.

Инструкторы всегда показывают соответствующий стиль вождения, совмещенный с более эффективной работой транспортного средства, что в значительной мере помогает снизить расход топлива. Он включает в себя вождение на специальных тренажерах, крутые спуски и подъемы, несимметричный угол и вид торможения, езду по бездорожью и тест-драйв экономии топливной жидкости. Максимально допустимая скорость движения на этом этапе не должна превышать 60 км/час.

Второй шаг (этап) является логическим продолжением первой части обучения и заключается в совершенствовании уже приобретенных ранее навыков. Опытные водители имеют возможность совершенствовать свое мастерство в более сложных ситуациях и на более высоких скоростях. По прохождении начального курса можно попробовать управлять машиной на более ухабистых участках дороги или в местах полного бездорожья. Таким образом, каждый водитель сможет увеличить свои способности и добиться лучшей концентрации внимания.

Третий этап представляет зимний экстрим. Под контролем опытного инструктора вы шаг за шагом научитесь справляться со сложными ситуациями, где присутствуют высоко динамические движения. При обходе падений в ледяных местностях, на скалистых и крутых уклонах и при экстренном торможении на обледеневших участках дороги опыт управления автомобилем играет очень важную, а порой просто неоценимую роль.

Практика эффективных заносов на льду и исследование границ законов физики на скорости передвижения до 100 км/час включает смену полосы движения, угла торможения, дрейф в кругах и преодоление крутых спусков или подъемов, песчаный трек, переходы в болотных условиях.

Четвертый шаг подразумевает присутствие особо стрессовых ситуаций и специальных требований к водителю. Основная задача – научиться находить выход со всех сложных ситуаций, приобретая такой нужный и бесценный опыт. Точный контроль рулевого управления и навыки вождения в критических ситуациях – основные ступени на пути к безупречному и совершенному владению транспортным средством.

Так, на скорости до 130 км/час вы сможете вернуть контроль над автомобилем после аварийной ситуации, безопасно преодолеть витые дорожки или же без проблем принять участие в ночных гонках.

На пятом этапе, совершенствуя свою технику вождения, у вас появится возможность преодолевать препятствия на достаточно больших скоростях. Этот уровень больше всего подходит для гонщиков, так как состоит из самых сложных задач (например, передвижение в условиях полного бездорожья или дрифт около ледяных трасс). Такое обучение дает возможность испытать динамику и эффективность уроков в самых различных ситуациях. Окончив курсы, практически каждый водитель сможет поставить на колеса перевернутую машину или самостоятельно преодолеть сложные участки пути: катание на склонах, песчаных треках, лесных восхождениях и т.д.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Как научиться водить машину?

Продолжим разговор о том, как правильно учиться вождению автомобиля. В первой части статьи «Как научиться водить машину. Водительское мастерство и обучение в автошколе»  я рассказал о существовании семи уровней водительского

мастерства, о важности их последовательного прохождения и о том, что обучения в автошколе недостаточно, чтобы называться хорошим водителем и грамотно и безопасно водить машину. «Как научиться водить машину. Водительское мастерство и обучение в автошколе» я подробно разобрал, из чего складываются навыки вождения автомобиля, необходимые и достаточные для «хорошего водителя» и для безопасного вождения. Это техника вождения автомобиля в штатных, повседневных условиях движения, тактика вождения в транспортном потоке и техника управления автомобилем в критических ситуациях – приемы контраварийного вождения. На этом, собственно, заканчивается необходимая программа обучения водителя, но не заканчивается повышение водительского мастерства!

В этой статье я напишу о том, чему ещё можно научиться продвинутому водителю, хотя это и не требуется для езды на дорогах общего пользования. Речь пойдет о модном сегодня направлении – экстремальном вождении автомобиля, это ещё называется курсами высшего водительского мастерства, а по сути это базовые навыки спортивного вождения.

Давайте, наконец, разберемся, что это за экстремальное вождение автомобиля, почему оно так называется, как оно связано со спортивным вождением,и почему оно неприменимо на дорогах общего пользования.

Экстремальное вождение автомобиля – что это?

Для начала приведу некоторые понятия из элементарной физики.

Сцепление шин с дорогой

Когда машина «просто едет», шины катятся по дороге. В этом случае со стороны дороги на шины действует сила трения покоя (или сила сцепления). Это мы наблюдаем каждый день на дорогах общего пользования, когда машины «просто едут». Сцепление шин с дорогой в этом случае хорошее и достаточное для совершения всех необходимых маневров на дороге – разгона, торможения и поворота. А грамотные водители и автогонщики говорят так: у шин есть запас сцепления с дорогой.

Скольжение шин по дороге

Но этот запас не бесконечен, и при определенных скоростях движения и/или действиях водителя запас сцепления шин с дорогой уменьшается до нуля, и шины перестают цепляться за дорогу. Если это происходит, то машина уже не «просто едет» — шины скользят по дороге, а не катятся. И тогда со стороны дороги на шину действует уже сила трения скольжения. Самый распространенный пример скольжения шин – занос автомобиля на скользкой дороге, т.е.  – скольжение задних шин. Скользить могут также и передние шины – снос автомобиля, — и все четыре одновременно. В случае скольжения шины перестают цепляться за дорогу, и совершить какой-либо маневр либо сложно, для чего требуется особые навыки вождения, либо невозможно вообще.

Вождение автомобиля на пределе сцепления шин с дорогой

Шины переходят в скольжение не сразу: не мгновенно, а постепенно. Представьте себе автомобиль на закрытой ровной асфальтированной площадке. Поворачиваем руль до упора вправо (или влево, неважно), включаем первую передачу (или режим D) и плавно стартуем. Машина начнет движение по кругу. Дальше плавно добавляем газу, ускоряемся. Машина продолжает движение по той же дуге со все большей и большей скоростью. Это происходит, пока шины цепляются за дорогу и продолжают катиться. То есть пока есть запас сцепления шин с дорогой. При дальнейшем увеличении скорости запас сцепления будет все меньше и меньше, и в какой-то момент наступит предел сцепления, который сопровождается легким «повизгиванием» шин и «облегчением», «опустением» руля. Это значит, что машина еще движется по заданной траектории, кругу, но скорость движения предельна. Не для двигателя – для шин. Газу поддать еще можно, двигатель потянет, но шины уже не смогут держать дорогу. Запас сцепления закончился, держаться нечем… В этом режиме – на пределе сцепления шин с дорогой можно ехать долго (зачем – об этом ниже :)), главное чувствовать руль и газ и поддерживать баланс – не замедляться, но и не пытаться ускориться, все равно не получится.

Вождение автомобиля в скольжении

В этом легко убедиться – продолжим добавлять газ, и какие-то из шин – передние или задние – неминуемо начнут скользить. В случае движения по кругу малого радиуса с повернутым до упора рулем, скорее всего, заскользят передние шины, и начнется снос автомобиля. Машина потеряет управляемость и уйдет с заданной траектории, направляясь наружу круга. И это будет уже движением за пределом сцепления шин с дорогой, то есть в скольжении.

Можно не увеличивать скорость до предела и не дожидаться скольжения передних шин, а искусственно сорвать в скольжение задние шины (способов для этого существует много, мы их изучаем на курсах «Искусство дрифта» и «Секреты управляемого заноса»). Тогда машина потеряет устойчивость, заскользит задними шинами – пойдет в занос. Если автомобиль мощный и задне- или полноприводный, можно поддерживать скольжение шин за счет их пробуксовки – поддерживая избыток газа. И машина будет двигаться в непрерывном заносе, так называемом дрифте. Управлять автомобилем в заносе можно, но сложно, для этого требуются специальные тренировки. Опять же, зачем это делать – об этом разговор впереди :) И движение в заносе – тоже за гранью сцепления шин с дорогой.

Как вариант, попробуйте воспроизвести описанную выше ситуацию в безопасных условиях — на закрытой и свободной ровной площадке, и сможете прочувствовать все, о чем я написал.

Три режима вождения автомобиля

Подводя итоги написанному, перечислю три режима вождения автомобиля с точки зрения взаимодействия шин с дорогой:

  1. Движение с запасом сцепления шин с дорогой – без скольжения. Это повседневный режим езды, когда сцепление хорошее и машина хорошо реагирует на действия водителя – ускоряется, тормозит, поворачивает.
  2. Движение на пределе сцепления шин с дорогой – на грани скольжения. Это экстремальное вождение автомобиля, без запаса сцепления, на грани скольжения. Малейшее воздействие на автомобиль рулем или педалями приведет к скольжению шин по дороге. Типичные примеры такого движения – экстренное торможение с АБС, экстренный разгон на грани пробуксовки ведущих колес, движение по дуге поворота с предельной скоростью.
  3. Движение за пределом сцепления шин с дорогой – с постоянным скольжением. Это также экстремальное вождение автомобиля. Типичные примеры: экстренное торможение юзом, разгон с постоянной пробуксовкой, движение в управляемом заносе, длительное вращение автомобиля, полицейский разворот.

Так вот, два последних способа вождения – на грани скольжения и с постоянным скольжением шин по дороге – это и есть экстремальное вождение автомобиля. Почему экстремальное? Потому что велика цена ошибки. Чуть ошибся – и машина теряет управляемость и переходит в неконтролируемое движение. Для того чтобы уверенно управлять автомобилем в скольжении или на грани скольжения нужно владеть специальными приемами вождения, очень тонко чувствовать автомобиль и его органы управления и безошибочно действовать ими.

Экстремальное вождение автомобиля – не для дорог общего пользования

Очевидно, движение на грани скольжения или в непрерывном скольжении недопустимо на дорогах общего пользования.

Во-первых, повторюсь, велика цена ошибки. Чуть что – потеря управляемости и ДТП. Безопасное вождение автомобиля подразумевает вождение с запасом сцепления шин с дорогой, чтобы иметь возможность исправить ошибку в управлении. Довернуть руль, если недооценил крутизну поворота, додавить тормоз, если переоценил размер места для торможения и т.п. А экстремальное вождение автомобиля – вождение без права на ошибку, соответственно, не является безопасным и недопустимо на дорогах общего пользования.

Во-вторых, экстремальное вождение автомобиля подразумевает высокий уровень водительского мастерства, как результат длительных и регулярных тренировок. Как говорится, чтобы играть на флейте, нужно учиться играть на флейте. Аналогично, чтобы уверенно водить машину в управляемом заносе, нужно регулярно этому тренироваться. Все ли водители это делают? И вообще, есть ли уверенность, что хотя бы 5% водителей доросли до уровня Эксперта или хотя бы до Продвинутого?

В-третьих, вождение автомобиля в том же управляемом заносе вызовет неадекватную реакцию окружающих участников движения, что чревато ДТП.

В-четвертых, экстремальное вождение просто нецелесообразно с точки зрения перемещения из пункта А в пункт Б. Зачем водить экстремально, пусть это было бы допустимо? Ведь в заносе не доедешь из дома до офиса быстрее обычного. Если только ради удовольствия и адреналина, а это уже совсем другой разговор 

Экстремальное вождение автомобиля = спортивное вождение

Теперь поговорим о связи экстремального вождения автомобиля с автоспортом. Связь прямая и очевидная.

Кольцевые гонки – вождение автомобиля на грани скольжения шин

Большинство гонок на асфальте – кольцевые гонки – и есть вождение на грани скольжения шин. Задача гонщика – пилотировать автомобильтак, чтобы пройти кольцевую трассу за минимально возможное время. А значит, нужно использовать весь возможный потенциал шин, то есть реализовать весь запас сцепления. Экстренно тормозить «в пол» на грани скольжения – максимально интенсивно и на кратчайшем участке трассы, проходить повороты с максимально возможной скоростью – на грани скольжения шин, ускоряться на выходе из поворота максимально интенсивно – на грани пробуксовки ведущих колес.

Ралли, дрифт – вождение автомобиля в скольжении

Другая разновидность экстремального вождения автомобиля – вождение в управляемом скольжении используется в таких гонках как ралли, автокросс, дрифт. Здесь управляемый занос используется либо для зрелищности, либо для уверенного прохождения поворота по рыхлому и неоднородному покрытию трассы.

Курсы экстремального вождения автомобиля – псевдо спорт

Собственно, все курсы экстремального вождения автомобиля, которые сегодня существуют на рынке обучения водителей, есть не что иное, как обучение приемам вождения автогонщиков. В частности, в Kaminsky Driving School приемы вождения в скольжении вы можете изучить на курсах «Искусство дрифта» и «Секреты управляемого заноса», а освоить технику пилотирования автомобиля по кольцевой трассе – вождение на грани скольжения – на курсе «Вождение по гоночной трассе».

Экстремальное вождение автомобиля – высшее водительское мастерство

Теперь снова становится ясно, что приемы экстремального вождения автомобиля по большей части неприменимы на дорогах общего пользования, что владение ими не обязательно для грамотного и безопасного вождения в городе. И совсем очевидно, что экстремальное вождение – совсем не то, с чего должна начинаться дополнительная подготовка водителя, имеющего «права» и опыт самостоятельного вождения автомобиля. Я об этом уже писал в статье «Экстремальное вождение или контраварийная подготовка? В чем разница?».

Экстремальное вождение — это то, чем, по идее, должна заканчиваться подготовка водителя после освоения им начальных, базовых и продвинутых навыков вождения автомобиля. Экстремальное вождение – последний, высший уровень в программе подготовки водителя. Это как черный пояс в каратэ. Выше находится только подготовка профессиональных пилотов для участия в автогонках. То есть, экстремальное вождение автомобиля – это высшее водительское мастерство.

Приемы экстремального вождения автомобиля

Наконец, перечислю приемы, относящиеся к высшему водительскому мастерству, чтобы вы знали, чему вам предстоит научиться в случае такого желания. А заодно укажу, какие из них применимы на дорогах общего пользования, а какие – нет.

Приемы вождения на грани скольжения шин с дорогой

Из перечисленного можно и нужно применять в повседневной городской езде комбинированное торможение с перегазовкой пяткой ипостроение оптимальной траектории прохождения поворотов. Эффективно также совмещение ускорения и вращения руля на выходе из поворота, но не на грани скольжения шин, а с запасом их сцепления с дорогой. Допустимы также экстренное ускорение и экстренное торможение, но не в повседневном режиме, а в критических ситуациях.

Приемы вождения автомобиля в скольжения

— без смещения веса автомобиля

— со смещением веса автомобиля

— скоростное руление

— работа педалью газа

— экстренное торможение

— квадрат (90 градусов)

— треугольник (120 градусов)

— прямая (180 градусов)

— круг (360 градусов)

— змейка

— восьмерка

— трасса

— разворот передним ходом на 180 градусов

— разворот задним ходом на 180 градусов – полицейский разворот

— разворот передним ходом на 360 градусов

— разворот с места передним ходом на 180 градусов

— разворот с места задним ходом на 180 градусов

Ничто из вышеперечисленного нельзя применять в повседневных поездках. Единственное, что может понадобиться в принципе – способы прекращения заноса: скоростное руление, работа газом и экстренное торможение. И то – в критических ситуациях. А для критических ситуаций есть отдельная дисциплина – контраварийное вождение, о которой я подробно написал в предыдущей статье: «Как научиться водить машину? Безопасное вождение и контраварийная подготовка».

В следующей статье я подведу итоги написанному в этой и двух предыдущих статьях и дам конкретные рекомендации по тому, как правильно учиться водить автомобиль.

Продолжение следует…

kaminsky.su


Смотрите также

Copyright © 2017