Как согреть двигатель


❶ Как согреть двигатель

Вам понадобится

Инструкция

Для теплоизоляции моторного отсека используется специальный материал, изготавливаемый на основе вспененных полимеров. С одной стороны, обращенной к нагревательному элементу, он покрыт алюминиевой фольгой, а другая – самоклеящаяся, с защитной пленкой, для облегчения его закрепления.

Приобрести теплоизолятор можно в любом автомагазине, но его стоимость в указанных точках отталкивает потребителя от покупки. Поэтому многие автомобилисты в целях экономии денежных средств изучили строительные аналоги оговариваемых материалов и пришли к выводу, что теплоизоляция, применяемая для защиты зданий и сооружений, способна достойно справиться с возложенной на нее задачей применительно к транспортным средствам.

Необходимо подчеркнуть, что розничная цена теплоизоляционных материалов в магазинах, торгующих строительными товарами, на порядок ниже, чем в точках продаж автомобильных запчастей и аксессуаров.

Некоторые автовладельцы идут по пути наименьшего сопротивления и просто вырезают покрывало, закрывающее сверху моторный отсек, считая, что для полноценного сохранения тепла двигателя подобной меры будет вполне достаточно. Позволим себе не согласиться с их мнением и осмелимся предложить несколько иной, альтернативный способ утепления подкапотного пространства.

До начала работ посетите автомойку и тщательно вымойте внутренние поверхности моторного отсека.

Заехав в гараж, обезжирьте места будущих наклеек теплоизоляции ацетоном или растворителем на его основе.

Возьмите старые газеты и изготовьте из них шаблоны выкроек в соответствии с внутренним рельефом капота.

Из теплоизоляционного материала нарежьте выкройки, снимите с них защитную пленку и расклейте на внутренней поверхности капота.

Если есть желание еще сократить коэффициент тепловых потерь, то наклейте несколько слоев теплоизоляции, закрыв их сверху сплошным, по форме капота куском.

Обратите внимание, что все ваши труды будут напрасными, если уплотнитель моторного отсека не прилегает по всему периметру капота. Затраты на приобретение новой резинки окупятся экономией топлива на прогреве двигателя.

Видео по теме

www.kakprosto.ru

Согреть и запустить: как отогреть автомобиль зимой

Утренние прогревы, лед на стеклах, одеяла на двигателе, приспущенные колеса и прочие суровые реалии настоящей зимы ждут нас совсем скоро. Тут самое время напомнить про то, что холодный пуск двигателя равен нескольким сотням километров пробега. Одни на всю зиму включают прогрев на сигнализации, гоняя двигатель несколько раз за сутки, другие пытаются «поджечь» свой автомобиль паяльной лампой, третьи таскают аккумулятор ночевать домой. Но есть и цивилизованная альтернатива всему этому — предпусковой обогреватель.

Что это такое и чем полезно?Предпусковой подогреватель двигателя — это устройство, позволяющее прогреть двигатель транспортного средства, не запуская его. Корни этого изобретения уходят далеко в сороковые года прошлого века.Странно, что в нашей стране, где зима длится месяцев шесть, это изобретение обделено вниманием. Поглядите на наших соседей по климатической зоне, например на землю викингов — Скандинавию. Почти каждая машина там имеет предпусковой обогреватель, причем многие автомобили оснащены сразу с завода. Пользуются скандинавы не только автономными системами, почти на каждой парковке у них возвышаются столбы с электрическими розетками. Подключился, установил таймер на нужное время, и никакой мороз не страшен автомобилю! К сожалению, в нашей стране предпусковой подогреватель пока еще редкость. Во-первых, новинки чудотехники не торопятся доходить до России. Во-вторых, уровень жизни далек от большинства развитых стран.Рассмотрим преимущества и недостатки автономных предпусковых подогревателей. Во главе «за» — это, конечно, комфорт и экономия времени (у вас появляются минут пятнадцать — двадцать, чтобы спокойно позавтракать или проверить электронную почту). Кроме этого, подогреватели помогают экономить топливо. Сохраненные литр-два горючего в день — за период зимы в хороший бонус накопится. Не самая заметная, но очень большая выгода от установки грелки в том, что увеличивается ресурс службы двигателя вашего автомобиля раза так в два. Из недостатков следует отметить высокую цену и необходимость высококвалифицированной установки оборудования, т. к. производители предпусковых подогревателей предъявляют строгие требования к пожарной безопасности.

Разновидности грелок

Ассортимент подогревателей довольно велик — отличаются они не только стоимостью, но и устройством. Если разобраться с принципом их работы, то можно увидеть сходство со знакомыми нам домашними устройствами.

«Кипятильник»

Так можно обозвать предпусковой подогреватель, питающийся от сети 220 вольт. Этот «кипятильник» инсталлируется в охлаждающую систему двигателя автомобиля, нагревает антифриз, циркулирующий в системе, и тем самым растапливает сердце железного коня. По достижении определенной температуры реле отключает грелку и не дает перегреваться охлаждающей жидкости. В двигателях легковушек термоциркуляция протекает естественным образом, не нуждаясь в дополнительных насосах, а вот для больших моторов предусмотрены кипятильники с помпой. Что касается опций, то в навороченных моделях присутствуют дополнительные обогреватели салона, а некоторые системы, одновременно с подогревом, еще и подзаряжают аккумулятор, что также необходимо в зимнее время. Поскольку такие грелки работают от бытовой сети, возникает небольшая трудность в их эксплуатации, они годятся в использование либо в гараже, либо на цивилизованной автостоянке с электрическими розетками. В целях экономии электроэнергии, или чтобы подогреватель не был включен всю ночь, можно использовать таймер-розетку. Она дешевая (200—300 руб.), и встречается во многих магазинах. Из плюсов следует подчеркнуть низкую цену, бесшумность, отсутствие вредных выбросов, безопасность и надежность. Ведущими производителями электрических подогревателей являются фирмы: «Лидер», Hotstart и Defa.

«Термос»

В эпоху СССР для облегчения запуска двигателя на морозе водители обливали систему охлаждения кипятком из ведра, нехитро и эффективно. Мотор запускался с пол-оборота в любой холод, а вот бегать каждое утро к автомобилю с полным ведром кипятка не вариант. Как бы иметь запас кипятка прямо на борту машины, чтобы использовать тогда, когда необходимо? Но, как говорится, прогресс не стоит на месте, и жизнь водителей была облегчена появлением автомобильного термоса или, иначе говоря, теплового аккумулятора. В нем сначала сохраняется, а затем используется тепло, отводимое от работающего двигателя через систему жидкостного охлаждения. Перед стартом в холодное время нужно просто запустить систему — интегрированный насос отправит горячую жидкость из теплового аккумулятора циркулировать, отдавая тепло промерзшему мотору. Через несколько минут можно поворачивать ключ зажигания, завел мотор и поехал, все просто. Никаких дополнительных затрат топлива и электроэнергии. Такая система безопасна, надежна и полностью автоматизирована, все ее действия контролирует электронный блок управления. Однако эффективна она, если перерывы между поездками не превышают одного-двух дней, жидкость-то в любом термосе рано или поздно остынет.

«Самовар»

Наибольшее применение на отечественных автомобилях нашли топливные подогреватели, которые полностью встраиваются в его оборудование (подключаются к системе охлаждения, выпускной системе и топливному баку) и не нуждаются в дополнительных резервах. Питаются такие грелки бензином, дизелем или газом и выполняют две функции: подогрев охлаждающей жидкости и обогрев салона. Имеются более простые модели, осуществляющие только прогрев салона, они называются воздушными отопителями. Подогреватель управляется с таймера, который входит в стандартную комплектацию, или пульта дистанционного управления. Работа устройства регулируется автоматическим электронным блоком управления, который, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, переключает прибор в режим полной или частичной нагрузки, или включает паузу. Для наибольшего удобства управление может осуществляться либо брелоком сигнализации вашего автомобиля, либо GSM-модулем, обеспечивающим запуск грелки по мобильнику. Главное достоинство топливных подогревателей — эффективность, а главный недостаток — цена, она на порядок выше, чем у остальных грелок. Ведущими производителями являются фирмы Webasto, Eberspacher и «Теплостар».

«Перцовый пластырь»

Очень популярны стали гибкие нагревающие силиконовые пластины. Эти пластыри идеально подходят для установки на картер и блок двигателя, элементы трансмиссии и гидравлики, различные типы насосов и топливных баков, на любые гидравлические и технологические резервуары. Материал, из которого изготовлена пластина, легко моется и устойчив к воздействию агрессивных сред, а сам пластырь не боится трения и вибрации. Подогреватель легко гнется, принимая нужные формы, и быстро устанавливается. Кормится он как от сети 220 В, так и автономно, от аккумулятора 12 или 24 В. Бывает мощностью от 100 до 1350 Вт и умеет хорошо нагреваться от +120 до +180°С. Не пытайтесь такой штукой согреть аккумулятор, для него предусмотрены специальные пластины и чехлы, которые нагреваются до 27°С.Отдельно следует поговорить о подогреве дизельного топлива. В холодное время года солярка густеет уже при минус пяти, и в ней образуются частички парафина, которые застывают в фильтре и забивают его. В результате топливо не доходит до двигателя и он, естественно, не заводится. Для предотвращения этой ситуации топливо и фильтр подогревают. Есть три вида дизельных грелок:Предпусковые подогреватели топлива (в виде хомута одеваются на фильтр тонкой очистки, растворяют парафины в нем и обеспечивают запуск двигателя, работают от аккумулятора и генератора).Подогреватели топливной магистрали, которые бывают ленточными или проточными (первыми оборачивают проблемные участки магистрали, вторые — врезаются в топливную систему и подогревают ее).Обогреваемые топливозаборники (обеспечивают подогрев дизеля в баке, за счет электричества).

Монтаж системы

Как любое серьезное оборудование, подогреватели нуждаются в грамотной установке. Для нее необходимы специалисты, прошедшие обучающий курс. Это сложная процедура, которая требует специальной подготовки. Поэтому обращайтесь только в специализированные мастерские, имеющие нужные документы и сертификаты.

Электрические подогреватели двигателя «Северс».Эти грелки имеют малые габариты, что позволяет им удобно разместиться под капотом авто. Питаются от обычной розетки и производятся в нескольких модификациях: М1 — для легковых, а также для газелеподобных авто; М2 — для среднетоннажных и М3 — для тяжеловесов. На время прогрева мотора уходит от 20 до 60 минут, все зависит от объема двигателя и крепкости мороза.
Система DEFA WarmUp.Норвежцы разработали целый комплекс обогрева, состоящий из пяти элементов: электронагреватель двигателя, тепловентилятор салона, зарядное для аккумулятора, таймер и комплект кабелей. Преимуществом является возможность постепенной установки, начиная с возможности обогрева двигателя или салона и заканчивая всегда заряженным аккумулятором.
Жидкостный автономный подогреватель Eberspacher Hydronic.Еще один представитель компактного класса, способен согреть двигатель и салон машины за считанные минуты.

Модели Hydronic B4W SC / D4W SC предназначены для дизельных и бензиновых автомобилей до 2,2 литра; машинам покрупнее понадобятся гидроники помощнее — B5W SC / D5W SC.

Предпусковой подогреватель Webasto Thermo Top E / C / P.Не самый простой, но вместе с тем компактный. Способен согреть не только двигатель, но и салон. Для автомобилей малого класса подойдет модель Thermo Top E с отопительной мощностью 4 кВт, автомобилям побольше потребуется 5‑киловаттный Thermo Top C, а для представительского класса, универсалов и внедорожников — Thermo Top P. Топливо — бензин или солярка.
Воздушные отопители Airtronic от Eberspacher.Эти агрегаты идеальны для быстрого прогрева салона, кабины или грузового отсека и совершенно не зависят от системы отопления автомобиля. Их изначально устанавливают на все модели грузовиков Scania, MAN, Volvo, Iveco и автобусы Neoplan. Отопители бывают мощностью от 2,2 до 8 кВт, они особенно экономичны с точки зрения потребления тока.
Текст: Антон Шамарин

shans-auto.ru

tuning_13

Утренние прогревы, лед на стеклах, одеяла на двигателе, приспущенные колеса и прочие суровые реалии настоящей зимы ждут нас совсем скоро. Тут самое время напомнить про то, что холодный пуск двигателя равен нескольким сотням километров пробега. Одни на всю зиму включают прогрев на сигнализации, гоняя двигатель несколько раз за сутки, другие пытаются «поджечь» свой автомобиль паяльной лампой, третьи таскают аккумулятор ночевать домой. Но есть и цивилизованная альтернатива всему этому — предпусковой обогреватель.

Что это такое и чем полезно?Предпусковой подогреватель двигателя — это устройство, позволяющее прогреть двигатель транспортного средства, не запуская его. Корни этого изобретения уходят далеко в сороковые года прошлого века.Странно, что в нашей стране, где зима длится месяцев шесть, это изобретение обделено вниманием. Поглядите на наших соседей по климатической зоне, например на землю викингов — Скандинавию. Почти каждая машина там имеет предпусковой обогреватель, причем многие автомобили оснащены сразу с завода. Пользуются скандинавы не только автономными системами, почти на каждой парковке у них возвышаются столбы с электрическими розетками. Подключился, установил таймер на нужное время, и никакой мороз не страшен автомобилю! К сожалению, в нашей стране предпусковой подогреватель пока еще редкость. Во-первых, новинки чудотехники не торопятся доходить до России. Во-вторых, уровень жизни далек от большинства развитых стран.Рассмотрим преимущества и недостатки автономных предпусковых подогревателей. Во главе «за» — это, конечно, комфорт и экономия времени (у вас появляются минут пятнадцать — двадцать, чтобы спокойно позавтракать или проверить электронную почту). Кроме этого, подогреватели помогают экономить топливо. Сохраненные литр-два горючего в день — за период зимы в хороший бонус накопится. Не самая заметная, но очень большая выгода от установки грелки в том, что увеличивается ресурс службы двигателя вашего автомобиля раза так в два. Из недостатков следует отметить высокую цену и необходимость высококвалифицированной установки оборудования, т. к. производители предпусковых подогревателей предъявляют строгие требования к пожарной безопасности.

Разновидности грелок

Ассортимент подогревателей довольно велик — отличаются они не только стоимостью, но и устройством. Если разобраться с принципом их работы, то можно увидеть сходство со знакомыми нам домашними устройствами.

«Кипятильник»

Так можно обозвать предпусковой подогреватель, питающийся от сети 220 вольт. Этот «кипятильник» инсталлируется в охлаждающую систему двигателя автомобиля, нагревает антифриз, циркулирующий в системе, и тем самым растапливает сердце железного коня. По достижении определенной температуры реле отключает грелку и не дает перегреваться охлаждающей жидкости. В двигателях легковушек термоциркуляция протекает естественным образом, не нуждаясь в дополнительных насосах, а вот для больших моторов предусмотрены кипятильники с помпой. Что касается опций, то в навороченных моделях присутствуют дополнительные обогреватели салона, а некоторые системы, одновременно с подогревом, еще и подзаряжают аккумулятор, что также необходимо в зимнее время. Поскольку такие грелки работают от бытовой сети, возникает небольшая трудность в их эксплуатации, они годятся в использование либо в гараже, либо на цивилизованной автостоянке с электрическими розетками. В целях экономии электроэнергии, или чтобы подогреватель не был включен всю ночь, можно использовать таймер-розетку. Она дешевая (200—300 руб.), и встречается во многих магазинах. Из плюсов следует подчеркнуть низкую цену, бесшумность, отсутствие вредных выбросов, безопасность и надежность. Ведущими производителями электрических подогревателей являются фирмы: «Лидер», Hotstart и Defa.

«Термос»

В эпоху СССР для облегчения запуска двигателя на морозе водители обливали систему охлаждения кипятком из ведра, нехитро и эффективно. Мотор запускался с пол-оборота в любой холод, а вот бегать каждое утро к автомобилю с полным ведром кипятка не вариант. Как бы иметь запас кипятка прямо на борту машины, чтобы использовать тогда, когда необходимо? Но, как говорится, прогресс не стоит на месте, и жизнь водителей была облегчена появлением автомобильного термоса или, иначе говоря, теплового аккумулятора. В нем сначала сохраняется, а затем используется тепло, отводимое от работающего двигателя через систему жидкостного охлаждения. Перед стартом в холодное время нужно просто запустить систему — интегрированный насос отправит горячую жидкость из теплового аккумулятора циркулировать, отдавая тепло промерзшему мотору. Через несколько минут можно поворачивать ключ зажигания, завел мотор и поехал, все просто. Никаких дополнительных затрат топлива и электроэнергии. Такая система безопасна, надежна и полностью автоматизирована, все ее действия контролирует электронный блок управления. Однако эффективна она, если перерывы между поездками не превышают одного-двух дней, жидкость-то в любом термосе рано или поздно остынет.

«Самовар»

Наибольшее применение на отечественных автомобилях нашли топливные подогреватели, которые полностью встраиваются в его оборудование (подключаются к системе охлаждения, выпускной системе и топливному баку) и не нуждаются в дополнительных резервах. Питаются такие грелки бензином, дизелем или газом и выполняют две функции: подогрев охлаждающей жидкости и обогрев салона. Имеются более простые модели, осуществляющие только прогрев салона, они называются воздушными отопителями. Подогреватель управляется с таймера, который входит в стандартную комплектацию, или пульта дистанционного управления. Работа устройства регулируется автоматическим электронным блоком управления, который, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, переключает прибор в режим полной или частичной нагрузки, или включает паузу. Для наибольшего удобства управление может осуществляться либо брелоком сигнализации вашего автомобиля, либо GSM-модулем, обеспечивающим запуск грелки по мобильнику. Главное достоинство топливных подогревателей — эффективность, а главный недостаток — цена, она на порядок выше, чем у остальных грелок. Ведущими производителями являются фирмы Webasto, Eberspacher и «Теплостар».

«Перцовый пластырь»

Очень популярны стали гибкие нагревающие силиконовые пластины. Эти пластыри идеально подходят для установки на картер и блок двигателя, элементы трансмиссии и гидравлики, различные типы насосов и топливных баков, на любые гидравлические и технологические резервуары. Материал, из которого изготовлена пластина, легко моется и устойчив к воздействию агрессивных сред, а сам пластырь не боится трения и вибрации. Подогреватель легко гнется, принимая нужные формы, и быстро устанавливается. Кормится он как от сети 220 В, так и автономно, от аккумулятора 12 или 24 В. Бывает мощностью от 100 до 1350 Вт и умеет хорошо нагреваться от +120 до +180°С. Не пытайтесь такой штукой согреть аккумулятор, для него предусмотрены специальные пластины и чехлы, которые нагреваются до 27°С.Отдельно следует поговорить о подогреве дизельного топлива. В холодное время года солярка густеет уже при минус пяти, и в ней образуются частички парафина, которые застывают в фильтре и забивают его. В результате топливо не доходит до двигателя и он, естественно, не заводится. Для предотвращения этой ситуации топливо и фильтр подогревают. Есть три вида дизельных грелок:Предпусковые подогреватели топлива (в виде хомута одеваются на фильтр тонкой очистки, растворяют парафины в нем и обеспечивают запуск двигателя, работают от аккумулятора и генератора).Подогреватели топливной магистрали, которые бывают ленточными или проточными (первыми оборачивают проблемные участки магистрали, вторые — врезаются в топливную систему и подогревают ее).Обогреваемые топливозаборники (обеспечивают подогрев дизеля в баке, за счет электричества).

Монтаж системы

Как любое серьезное оборудование, подогреватели нуждаются в грамотной установке. Для нее необходимы специалисты, прошедшие обучающий курс. Это сложная процедура, которая требует специальной подготовки. Поэтому обращайтесь только в специализированные мастерские, имеющие нужные документы и сертификаты.

Электрические подогреватели двигателя «Северс».Эти грелки имеют малые габариты, что позволяет им удобно разместиться под капотом авто. Питаются от обычной розетки и производятся в нескольких модификациях: М1 — для легковых, а также для газелеподобных авто; М2 — для среднетоннажных и М3 — для тяжеловесов. На время прогрева мотора уходит от 20 до 60 минут, все зависит от объема двигателя и крепкости мороза.
Система DEFA WarmUp.Норвежцы разработали целый комплекс обогрева, состоящий из пяти элементов: электронагреватель двигателя, тепловентилятор салона, зарядное для аккумулятора, таймер и комплект кабелей. Преимуществом является возможность постепенной установки, начиная с возможности обогрева двигателя или салона и заканчивая всегда заряженным аккумулятором.
Жидкостный автономный подогреватель Eberspacher Hydronic.Еще один представитель компактного класса, способен согреть двигатель и салон машины за считанные минуты.

Модели Hydronic B4W SC / D4W SC предназначены для дизельных и бензиновых автомобилей до 2,2 литра; машинам покрупнее понадобятся гидроники помощнее — B5W SC / D5W SC.

Предпусковой подогреватель Webasto Thermo Top E / C / P.Не самый простой, но вместе с тем компактный. Способен согреть не только двигатель, но и салон. Для автомобилей малого класса подойдет модель Thermo Top E с отопительной мощностью 4 кВт, автомобилям побольше потребуется 5‑киловаттный Thermo Top C, а для представительского класса, универсалов и внедорожников — Thermo Top P. Топливо — бензин или солярка.
Воздушные отопители Airtronic от Eberspacher.Эти агрегаты идеальны для быстрого прогрева салона, кабины или грузового отсека и совершенно не зависят от системы отопления автомобиля. Их изначально устанавливают на все модели грузовиков Scania, MAN, Volvo, Iveco и автобусы Neoplan. Отопители бывают мощностью от 2,2 до 8 кВт, они особенно экономичны с точки зрения потребления тока.

tuning13.myinsales.ru

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой - разберемся как правильно греть машину зимой - журнал За рулем

Полностью прогретым мотор будет тогда, когда все его детали и рабочие жидкости выйдут на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестанут меняться. Быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость — это тот процесс, который мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя (поршни, цилиндры, головка) — темп практически тот же. А вот масло в поддоне греется значительно медленнее. Откуда это видно? У кого есть бортовой компьютер, замечал, наверное, что даже после достижения нормальной температуры охлаждающей жидкости расход топлива на холостых может еще какое-то время уменьшаться. Это как раз и связано с медленным прогревом масла. И наконец, дольше всего греется нейтрализатор, а вместе с ним выходит на рабочий уровень токсичность отработавших газов. Но все скорости прогрева зависят от режима работы двигателя.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ

Почему мотору не нравится мороз? Главная причина в том, что любое моторное масло густеет на холоде. А при определенных температурах вообще может перестать течь. Минеральные масла — уже при минус 20…25 °С, лучшие синтетики — при минус 45…55 °С. В итоге узлы трения работают «всухую», резко возрастают мощности механических потерь, которые требуют лишнего бензина. Но когда мотор быстрее выйдет на нормальный уровень механических потерь? Если стоять и греться или если сразу после пуска отправиться в дорогу? Это даст ответ на вопрос об экономии — ведь лишние потери требуют дополнительного топлива.

Материалы по теме

Проверим, сколько топлива скушает обычный впрысковый двигатель при одинаковых пробегах, но разных алгоритмах прогрева. Немного о пациенте. Чистый «европеец» 2005 года выпуска, 1,6 л рабочего объема, заявлен как Евро-4. Всю сознательную жизнь провел в России, но, кроме технического обслуживания, ничего в нем не делалось. Итак, три программы прогрева. Первый вариант — «дедовский»: полностью прогреть мотор и только после этого поехать. Второй — согласно инструкциям современных автомобилей: «пустил и поехал». А третий — это тот, который чаще всего можно встретить: завелись, смахнули снег, помахали лопатой (в общем — потянули время), а догреваем машину уже в поездке. На улице — минус 15. Аккумулятор хороший, в поддоне — дорогая синтетика. Пробег — от стоянки до работы: это около 5 километров, причем без пробок! Помечтать-то можно…

Итак, вариант 1. Пускаемся. Стрелка тахометра устанавливается на отметке «1200», компьютер показывает мгновенный расход топлива 2,5 л/ч. Через минуту расход снижается до 1,9 л, через 10 минут — до 0,9 л. Тогда же видимые изменения на бортовом компьютере заканчиваются — стрелка на указателе температуры не доползает даже до 50 градусов и встает намертво. Для надежности ждем еще 10 минут — расход топлива уменьшается до 0,8 л/ч, что пока больше, чем обычные 0,6, наблюдаемые при полном прогреве всего мотора. Лучшего результата достичь не удается — поехали! Едем на фиксированном режиме, третья передача, 50 км/ч, светофоров по дороге нет. Расход по компьютеру — 6,4…6,6 л/100 км. Всего потратили на прогрев 0,45 л, на дорогу — около 0,33 л. Итого — около 0,8 литра.

Вариант 2 — сели, завелись и сразу поехали. Машине это не очень понравилось, и она для начала выдала расход больше 10 л. Потом он начал быстро снижаться, но из-за короткого заезда до прежних 6,5 так и не дополз — остановился на 6,8 л. Итого израсходовали всего 0,45 л. Плюс экономия 20 минут драгоценного времени. Экономия, вроде, есть, но внушительной она кажется только на малых пробегах.

Вариант 3 — после пуска грели мотор 5 минут, пока отскребали лед со стекол. Стартовали с расхода на холостых 1,3 л/ч. Начало пробега ознаменовалось цифрой 7,6 л/100 км, к концу заезда вернулись на 6,6. Итого с учетом пробега — 0,55 л. Лучше, чем в первом варианте, но немного хуже, чем во втором.

УДАР ПО ЭКОЛОГИИ

Понятно, что нежелание автопроизводителей греть автомобиль вызвано вовсе не заботой о нашем кошельке. Главный аргумент — экология. Ведь современные нормы токсичности Евро-4 и выше накладывают жесткие ограничения на содержание токсических компонентов на пусковых режимах и в период прогрева. Вот и посмотрим, что будет с токсичностью до нейтрализатора (на профессиональном сленге она называется «сырой») и после (это «сухая» токсичность).

Итак, «сырая» токсичность при холодном пуске очень большая. Причина — необходимость резкого обогащения топливовоздушной смеси. Топливо должно быть испаренным, а при большом «минусе» на улице испаряться оно не очень-то и хочет. Да и воздух в цилиндры поступает холодный, плотный. Значит, чтобы компенсировать малую испаряемость топлива и низкую температуру воздуха, надо лить бензина значительно больше. А то, что не испарилось или испарилось уже в процесс сгорания, летит в трубу. «ЦеО» и «ЦеАши» — ну очень большие! И давить их должны каталитические нейтрализаторы. Но беда большинства современных нейтрализаторов в том, что они работают эффективно только в узком диапазоне температур и состава смеси. Температура должна быть высокой, а состав смеси — стехиометрическим, то есть воздуха в ней должно быть ровно столько, сколько необходимо для полного сгорания топлива. В противном случае эффективность резко падает.

Материалы по теме

Любопытно, что при низких температурах в процессе прогрева за нейтрализатором может наблюдаться более высокая концентрация токсических компонентов, чем на входе! Откуда? Скорее всего, это парит несгоревший на первых пусковых циклах бензин — он «садится» на сотах активного элемента катализатора. По мере его разогрева эффективность работы растет, и, наконец, горячий катализатор при рабочем составе смеси давит практически всю токсичность. Иными словами, на пусковых режимах и при прогреве, если не используется современный катализатор с внешним подогревом, токсичность двигателя с нейтрализатором не слишком будет отличаться от его более раннего собрата, такового не имеющего. Потому главная задача — как можно быстрее вывести температуру активной зоны катализатора в рабочий диапазон.

Нейтрализатор греется от потока отработавших газов, и тем быстрее, чем больше их расход и температура. Но когда процесс в нем пошел, он начинает разогреваться и сам — дожигание токсических компонентов идет с выделением энергии. Поэтому температура в активной зоне работающего катализатора выше, чем у отработавших газов. И наш эксперимент показал, что даже при нормальной температуре в боксе, на режиме минимальных оборотов холостого хода, нейтрализатор не выходит на рабочий режим! Тем более на морозе. Поэтому подавить токсичность на режиме прогрева, если греть мотор на стоянке, не получится: значит, надо двигаться.

А какова разница в выбросах? Начальное содержание СН очень высоко, под 1000 ppm, что, впрочем, ожидаемо. По мере прогрева мотора оно начинает медленно снижаться. Но даже после 20 минут прогрева, когда температура охлаждающей жидкости уже вышла на рабочий уровень, содержание остаточных углеводородов остается высоким — около 180 ppm. Антифриз—то прогрелся, а вот нейтрализатор холодный, работает неэффективно.

Теперь пробуем погреть мотор сразу под нагрузкой, моделируя второй вариант прогрева. Начало — то же, но темпы другие: под конец заезда на выходе фиксировалось где-то 15…20 ppm. Нейтрализатор заработал! Вроде бы ответ есть…

Но не все так просто! Мы смотрели относительные концентрации токсических компонентов, а дышим-то мы их абсолютными значениями, то есть не «пи-пи-эмами», а граммами и килограммами! То есть эти концентрации надо умножить на расход отработавших газов. На холостых при прогреве он составлял около 15 кг/ч, а вот при движении, если брать в среднем, будет около 80! Множим одно на другое и получаем: при прогреве на стоянке, вместе с дальнейшей дорогой, мы наградили природу количеством граммов остаточных углеводородов, большим практически в два раза, чем при движении сразу после пуска (4,5 грамма против 2,8).

А вот третий вариант — когда мы немного погрелись, а потом поехали — дал еще большее снижение абсолютного выброса СН: до 2,1 грамма. Кстати, в этом варианте при движении за 5 км пути мы выбросили чуть больше грамма СН, что близко к нормам Евро-4.

Цифры весьма показательны и в целом понятны. При движении на холодном моторе мы достаточно долго работаем на высокой токсичности, при этом расходы отработавших газов большие. Да и обдув нейтрализатора холодным воздухом при движении тоже тормозит его прогрев. При прогреве на стоянке нейтрализатор так и не выходит на штатный режим, но зато при начале движения на больших расходах быстрее начинает эффективно гасить токсичность. А при коротком начальном прогреве мотор и на стоянке не успевает изрядно «навредить», и при прогреве в движении работает значительно лучше: ведь он уже набрал какую-то температуру. Вот и результат.

Но что мы не учли. Смердящий на стоянке автомобиль окутывает облаком дыма пространство вокруг себя, и там жить противно… А движущийся как бы размывает свое «добро» по пространству. Глобально — получается сопоставимо, а в отдельно взятой точке — ущерб от одного движущегося автомобиля в разы меньше. Но ведь на стоянке одновременно пыхтит один-два экипажа, а по дороге их ползет толпы…

СМЕРТЬ МОТОРУ…

О том, что при пуске и прогреве резко растет износ двигателя, не писал только ленивый. Не так давно бородатый профессор с экрана убеждал народ, что один холодный пуск равен 100 км пробега! Ему, конечно, виднее, только мы никогда не стали бы давать подобных ТОЧНЫХ цифр — они совсем разные. И моторы разные, и температуры за бортом, и масла, залитые в поддон, да и пробег, с которым сравнивают, тоже может быть либо за городом, либо в городских пробках. Поэтому, на наш взгляд, справедливее эквивалент от 20 до 200 км: главное — тенденция. И важно, что движение без прогрева не дает деталям двигателя подготовиться к приему больших нагрузок. Им приходится плохо — и не только подшипникам.

Материалы по теме

Есть в моторе такая деталь — поршень, а у него на боковой поверхности нарезаны канавки, чтобы поршневые кольца ставить. Так вот, эти канавки наиболее чувствительны к нагрузкам и первыми разрушаются, когда те становятся чрезмерными. И здесь именно такая ситуация. Если сразу стартовать да еще побуксовать малость, выбираясь из сугроба, нагрузки на мотор станут сразу большими. Тепловые потоки от рабочего тела разогревают днище поршня быстро, а зона канавок касается холодного цилиндра, который чуть теплее антифриза. Возникают большие перепады температур, и с ними — запредельные напряжения. А поршень без канавок — уже не поршень… И чем лучше прогрет двигатель, тем меньше опасность такой беды.

А что же автопроизводители? Они все знают, но ресурс мотора их, честно говоря, не волнует. Мотор должен отходить гарантийный срок, затем быть продан и отправлен куда-нибудь в третий мир. Иначе рынок затоварится. Оттуда и пляшут рекомендации — экология первична, экономия тоже где-то там, а ресурс — кому он интересен?

ВСЕ-ТАКИ ГРЕТЬ!

Мы считаем, что именно третий вариант является наиболее предпочтительным. И по экономии топлива он приемлем, а по токсичности — вообще лучший. Предварительно подогретый двигатель готов принимать нагрузки и хорошо защищен от износа. Кстати, фактически мы чаще всего и следуем этой рекомендации: мотор греется, пока отскребаются стекла и сметается снег…

И еще… Вдруг придется резко газануть на совсем холодном моторе — мало ли, как сложится обстановка на дороге? И вот тут несложно влететь в совсем плохую ситуацию — клапаны могут зависнуть и встретиться с поршнем, или провернутся вкладыши коленчатого вала. А любая СТО спишет это на неправильную эксплуатацию двигателя. Следовательно — в гарантии отказать! У многих моторов от таких ситуаций спасает соответствующая блокировка в программе управления двигателем, но она есть не у всех. А вот предварительно прогретый мотор и такое издевательство снесет без последствий.

В общем, греем! Только чуть-чуть и по-быстрому…

Смерть мотору: греть или не греть современный двигатель?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru


Смотрите также

Copyright © 2017