Гелевый аккумулятор преимущества


Достоинства и недостатки гелевого аккумулятора

Любой двигатель автомобиля состоит из систем и механизмов, тесно взаимодействующих между собой. Но чтобы все системы и механизмы пришли в действие, и двигатель заработал, требуется принудительно привести в действие их. Это в любом авто выполняется электростартером, входящего в систему электрообеспечения. Также при помощи этой системы производится воспламенение рабочей смеси в цилиндрах бензинового силового агрегата. Дополнительно система электрообеспечения отвечает за работу всех электроприборов авто.

Популярный гелевый аккумулятор Varta Ultra Dynamic

Когда двигатель запущен, энергообеспечение  производится от генератора авто, которые приводиться в действие от коленчатого вала. Но если двигатель остановлен, генератор электроэнергию не вырабатывает, и обеспечение электроэнергией авто ложиться на внешний источник электропитания – аккумуляторную батарею, сокращенно АКБ.

АКБ – источник питания электроэнергией бортовой сети, которая вырабатывается и накапливается в самом аккумуляторе за счет химических процессов. Является устройством многоразового пользования, аккумулятор при надобности отдает энергию на источники бортовой сети авто. Больше всего заряда батареи расходуется на запуск мотора, после запуска аккумулятор восстанавливает свой заряд от генератора.

Часто даже уже на запущенном двигателе, АКБ приходится частично отдавать свой заряд на поддержание напряжения в бортовой сети. Происходит это, когда помимо системы зажигания бензинового мотора, которая запитывается при работающем двигателе, подключено дополнительно большое количество электроприборов бортовой сети. Генератор в таком случае уже не способен полностью обеспечить энергией сеть и часть ее забирается из аккумуляторной батарей.

Самыми распространенными являются кислотные аккумуляторы. Химическая реакция в них происходит с использованием электролита – смеси кислоты с водой. Но эти АКБ обладают рядом недостатков, среди которых требуемое обслуживание, постоянный контроль за состоянием заряда, выделение опасных паров при подзарядке, соблюдение положения АКБ в авто для предотвращения вытекания электролита, и возможное вытекание его при пробое корпуса.

Гелевые аккумуляторы. Плюсы и минусы

Недавно появились на авторынках новые вид аккумуляторов – так называемый гелевый аккумулятор. Принцип действия гелевого аккумулятора идентичен кислотному, разница лишь в электролите. В гелевых аккумуляторах в электролит добавлены химические элементы, которые обеспечивают ему состояние геля. То есть данный электролит находится в желеобразном состоянии.

У гелевых аккумуляторов немало достоинств по сравнению с обычными кислотными АКБ

Конструктивно у гелевых АКБ имеется ряд преимуществ перед кислотными:

На данный момент производятся два типа гелевых аккумуляторов.

Конструкция автомобильного аккумулятора BOSCH с использованием технологии AGM

  1.  Первый тип означается как GEL аккумуляторы. У этих АКБ желеобразное состояние электролита вызвано добавлением в него двуокиси кремния. Данные аккумуляторы обладают большим циклическим ресурсом. В некоторых случаях GEL аккумуляторы способны выдержать до 800 циклов заряда-разряда без потери энергоемкости.
  2. Второй тип гелевых аккумуляторов обозначается как AGM аккумуляторы. У этих батарей электролит тоже используется кислотный, но сам электролит находится в специальном сепараторе, сделанном из стекловолокна. Данный сепаратор удерживает в себе электролит, чтобы он не мог растекаться. Этот аккумулятор полностью безопасен от паров, поскольку он удерживается в порах сепаратора и дальнейшем снова используется в химических реакциях. Данные АКБ способны выдержать цикл заряда разряда свыше 400 раз.
Видео: Гелевые аккумуляторы Duracell и их устройство

Рабочие положительные качества гелевых аккумуляторов таковы:

Это все, конечно хорошо, но в гелевых аккумуляторов есть и недостатки, причем существенные.

  1. Первым недостатком является их чувствительность к напряжению заряда. Напряжение, подаваемое на гелевый аккумулятор должно быть не больше 14,4 вольта. При превышении этого значения происходит необратимое разрушения желеобразного электролита, если просто сказать – то электролит тает и восстановить его будет невозможно. А поскольку у многих авто диапазон напряжения в бортовой сети составляет 13-16 вольт, то применять гелевые батареи на них не рекомендовано.
  2. Вторым недостатком является чувствительность гелевого электролита к низким температурам. При значительном снижении температуры электролит еще больше застывает, что приводит к снижению его показателей в два и более раз. Так что при сильных морозах этот АКБ может силовую установку авто и не запустить.
  3. Также эти батареи очень «бояться» короткого замыкания. Даже незначительное и кратковременное кратковременное замыкание может полностью испортит батарею.

Гелевый аккумулятор технические характеристики имеет такие же, как и обычный кислотный. При выборе такого АКБ важно учитывать некоторые показатели.

Рабочее напряжение – это напряжение электроэнергии на клеммах полностью заряженного АКБ. В гелевых батареях, предназначенных для использования на авто, обычно рабочее напряжение составляет 12 вольт.

Схематичное устройство гелевого аккумулятора

Емкость – характеристика батареи, указывающая на максимальное количество энергии, которая способна удерживать в себе батарея после полной зарядки. Данная характеристика измеряется в ампер-часах, и указывает на время, в течение которого батарея способна обдавать энергию с силой тока в 1 Ампер потребителям. Гелевые автомобильные аккумуляторы емкость обычно имеют, как и кислотные – от 55 до 150 ампер-часов.

Максимальный ток заряда – значение силы тока, которое можно устанавливать при подзаряде батареи. Превышение данного значения ведет к повреждению батареи. Данный показатель зависит от емкости батареи. К особенностям гелевых аккумуляторных батарей также относиться и возможность заряда при больших показателях силы тока, чем кислотные. У некоторых батарей максимальный ток заряда может достигать отметки в 30 ампер.

Максимальный ток разряда – показатель, который характеризует какую максимальную силу тока способен обеспечить аккумулятор в течение 30 секунд. Эту характеристику также называют пусковым током. Данный показатель тоже зависит от емкости АКБ. Пусковой ток у автомобильных гелевых АКБ варьируется от 550 до 950 ампер.

Это основные у гелевых аккумуляторов технические характеристики. Хотя часто в документации к АКБ указывается также и температурный диапазон, при котором эти батареи без проблем.

Выбор гелевого аккумулятора

Перед приобретением гелевого аккумулятора нужно поинтересоваться, сможет ли он без проблем работать на авто. Для этого нужно замерить напряжение, которое подается от генератора на батарею для ее подзарядки. Если данный показатель превышает допустимый, в 14,4 вольта, лучше от приобретения отказаться.

Видео: Гелевые аккумуляторы Как выбрать гелевый аккумулятор

Далее в технической документации автомобиля следует узнать, батарея какой емкости и силы пускового тока оптимально подходит для авто. Аккумулятор с большими показателями использовать на авто можно, а вот с меньшими – не рекомендуется.

Важно у приобретаемой батареи проверить выходное напряжение на клеммах, оно должно соответствовать заявленному в документации.

И хоть обычно гелевые аккумуляторы по габаритным размерам меньше кислотных, все же лучше замерить, подойдет ли он в аккумуляторную нишу автомобиле.

Следует также учитывать расположение клемм на батарее, иначе придется впоследствии удлинять провода, идущие к батарее, чтобы ее подключить.

Читайте также: Какой аккумулятор лучше выбрать для автомобиля. Рейтинг лучших аккумуляторов 2016 года.

Зарядка гелевого аккумулятора

Зарядка гелевого аккумулятора должна выполняться с учетом определенных правил. Можно, конечно приобрести специальное ЗУ для таких АКБ. Такое ЗУ автоматически поддерживает входное напряжение на уровне в 14 вольт, так что у таких ЗУ перезаряд батареи не возможен.

Видео: Гелевый аккумулятор. Зарядка гелевого аккумулятора

Обычными зарядными устройствами для кислотных батарей тоже возможна зарядка гелевого аккумулятора. Важно только следить за напряжением. Зачастую сейчас зарядные устройства продаются с возможностью ручной регулировки напряжения, так что это не будет сложно.

Гелевые батареи позволяют производить быструю зарядку значительной силой тока, хотя это не рекомендуется. Лучше устанавливать силу тока на уровне 10% от энергоемкости АКБ и заряжать его при таком показателе силы тока на протяжении суток.

Важно обеспечить полную зарядку такой гелевой батареи. При неполной зарядке в дальнейшем гелевый аккумулятор уже не сможет взять полный заряд.

Гелевые аккумуляторы – хороший источник питания сети авто, но его некоторые недостатки не дают им широкое применение на автотранспорте. Помимо того они не являются дешевыми, а неправильная эксплуатация может быстро ее испортить.

Оцените статью:

(5 оценок, среднее: 2,00 из 5) Загрузка...

avtomotoprof.ru

Гелевый аккумулятор: плюсы и минусы, фото

Современная наука развивается в ускоренном темпе – сейчас ничто не стоит на месте. Привычные для многих механизмы меняются на их модернизированные и более инновационные аналоги. Один из ярчайших примеров – это современный автомобиль. Каждый узел сейчас отличается от тех «предков», которые производили всего каких-то десять лет назад. Вряд ли раньше кто-то мог всерьез задумываться, что современный автовладелец сможет заряжать свой электромобиль прямо под своим окном от обычной бытовой розетки. Сегодня это реальность, и к тому же самая обыденная. Еще один яркий пример развития технологий – гелевый аккумулятор. Плюсы и минусы его мы и рассмотрим в нашей статье. Все, кто пользовался такими, считают, что это достаточно неплохая альтернатива традиционным кислотным батареям. Однако удалось ли ученым в гелевых АКБ исправить все недостатки традиционных кислотно-свинцовых аналогов?

Гелевые аккумуляторы: что это?

Несколько лет назад на автомобильном рынке наряду с традиционными батареями стали появляться гелевые автомобильные аккумуляторы. Плюсы и минусы их еще никто не знал. А принцип действия изначально практически ничем не отличался от свинцово-кислотной АКБ. Отличие этого аккумулятора в особых химических элементах в электролите. За счет этих элементов он находится внутри батареи в гелевом состоянии. Электролит действительно напоминает желе. При этом внешне в такой батарее имеются все признаки стандартного аккумулятора.

Со временем технологии производства развивались, и появились два вида гелевых батарей:

Ниже мы их рассмотрим более подробно.

AGM-технология

Эти три буквы расшифровывают как «абсорбирующие стеклянные маты». На самом деле эти «стеклянные маты» представляют собой самую обыкновенную стеклоткань. Находится она внутри устройства, между положительной и отрицательной свинцовой пластиной. В этой ткани из стекла содержится желеобразный электролит в связанном состоянии. Не стоит думать, что это инновация. На самом деле по составу электролит практически ничем не отличается от традиционной смеси. Здесь тоже есть кислота. Электролитическая жидкость содержится в специальном стекловолоконном сепараторе. За счет этого желе не растекается. Такая особенность дает возможность эксплуатировать аккумулятор в практически любом положении. Можно даже положить его на бок - и он будет работать. Батарея полностью безопасна. Вредные вещества, которые имеют свойство испаряться, теперь надежно держатся в порах стекловолокна и используются только для химических реакций. Это наиболее бюджетный гелевый аккумулятор для авто. Плюсы и минусы его соответствуют стоимости и технологии. Стандартный срок эксплуатации таких батарей составляет всего 5 лет. Однако эта цифра не является пределом. У производителей есть модели, срок службы которых может составлять десятки лет. При этом батарея не потеряет своих характеристик.

Срок годности и особенности применения

Стандартный гелевый аккумулятор способен за весь срок службы выдержать до 200 циклов перезаряда, а также полного разряда. Это еще не все. АКБ выдерживает 50 циклов при разряде в половину и до 800 при уровне разряда в 30%. Специалисты утверждают, что устройства, построенные на этой технологии, подойдут для использования в системах резервного питания. Если полностью соблюдать оптимальные температуры и правила эксплуатации, то есть все шансы, что АКБ сможет отработать заявленный производителем срок.

Технология GEL

Итак, мы рассмотрели стекловолоконные гелевые аккумуляторы для авто. Плюсы и минусы их – возможность работы в любом положении, безопасность для людей, необходимость строгого соблюдения температурного режима, невысокий срок службы и небольшой циклический ресурс. Аккумуляторы, изготовленные на базе технологии GEL, отличаются более высокими техническими характеристиками. Здесь больший циклический ресурс, энергоемкость и другие плюсы. Эти батареи иногда способны выдержать до 800 циклов заряда/разряда без потери емкости. У автомобилистов есть мнение, что название этой технологии можно расшифровать как гелий. Однако нужно понимать, что это гель. Между свинцовыми пластинами аккумулятора есть специальный сепаратор. В случае с этими устройствами внутри содержится силикагель. Им заполнено все внутреннее пространство еще на этапе производства. Затем силикагель застывает и в результате затвердеет. При этом в нем будет огромное количество пор. Здесь удерживается силикагель.

Преимущества GEL-аккумуляторов

Так как все внутреннее пространство в устройстве занято сепаратором-силикагелем, то в этих батареях можно полностью исключить любую возможность осыпания пластин. Это наилучшим образом сказывается на ресурсе и сроке эксплуатации. Даже больше – такая конструкция позволила улучшить общую техническую характеристику. Это положительно повлияло на ресурс и устойчивость устройства к глубокому разряду. Автовладельцы уже оценили гелевые аккумуляторы для автомобиля. Позитивные отзывы о них действительно есть. Их очень много. Также эти отзывы владельцев можно услышать даже просто на улице. И пускай номинальный срок эксплуатации GEL-батареи не сильно выше, чем ресурс аккумуляторов AGM, но что касается числа циклов заряда/разряда, то здесь эта цифра будет выше не более чем на 50% - отмечают автомобилисты.

Ресурс

Если говорить проще, то стандартная гелевая батарея, изготовленная по такой технологии, сможет легко выдержать около 350 разрядных циклов при полной глубине разряда, до 550 при половине и до 1200 циклов при разряде в 30%. Таким образом, решив приобрести такие гелевые аккумуляторы для автомобиля, характеристики их нужно учитывать. А еще на них можно сэкономить – они более устойчивы к глубоким разрядам, а значит, им практически не нужно сервисное обслуживание и ремонт. Из-за особенностей конструкции, данные устройства в значительно меньшей степени подвергаются процессу сульфатации. Это значит, что они могут запросто выдержать в состоянии полного разряда два и более дней.

Преимущества и недостатки

Вне зависимости от того, каков гелевый аккумулятор, плюсы и минусы он однозначно имеет. Рассмотрим их. Среди основных преимуществ можно выделить следующие:

Среди недостатков выделяют слабую устойчивость к перезаряду. В процессе заряда рекомендуется постоянно контролировать процесс и наблюдать за индикатором. Также имеется плохая устойчивость к низким температурам. Наконец, существенный недостаток – это высокая цена.

Не для российской зимы

Вот и все недостатки. Что можно сказать в итоге? Это неплохой вариант в различных системах аварийного источника электричества. Но в нашем климате гелевые аккумуляторы для автомобиля лучше не использовать. С ними могут возникнуть некоторые трудности. И пусть у них куча привлекательных плюсов, эти АКБ не смогут стать надежным помощником в российских климатических условиях – достаточно поэксплуатировать батарею хотя бы одну зиму, и она выйдет из строя намного раньше срока. Но если очень хочется, то никто не сможет запретить использовать эти устройства. Самое главное, чтобы бортовая сеть смогла поддерживать необходимые режимы заряда. В случае с отечественными автомобилями это может быть довольно проблематично, даже если регулятор напряжения работает исправно и будет заменен на 16 В. Однако владельцам новых иномарок отлично подойдут гелевые аккумуляторы для автомобиля. «За» и «против» их использования в этом случае большой роли не играют. А потребности машины в электричестве гелевая батарея полностью удовлетворит.

Как заряжать?

Сейчас, невзирая на количество существенных плюсов, такие АКБ редко встречаются. Автомобилисты еще не знают, как обслуживать и ухаживать за такой батареей. Далеко не все сервисные центры сегодня обслуживают гелевые аккумуляторы для автомобиля. Чем отличаются зарядные устройства для них, тоже мало кто знает. Даже некоторые специалисты в СТО не знают, как правильно обслуживать такие батареи. При зарядке главное - точно соблюдать уровень подаваемого напряжения. Если эту границу превысить, то АКБ выйдет из строя. В технической информации к той или иной АКБ указывают допустимые напряжения. Этим требованием не стоит пренебрегать. Не забывайте, что гелевый аккумулятор можно долго хранить в полностью разряженном состоянии. Но когда в момент заряда будет подаваться высокое напряжение, электролит начнет производить газ. Его объемы настолько велики, что он не может удерживаться внутри сепаратора. Это может быть опасно. Необходимо точно знать, как использовать гелевые аккумуляторы для автомобиля. Негативные отзывы о них пишут те, кто не читал инструкцию.

Зарядное устройство: каким оно должно быть?

Характеристики данного устройства зависят от особенностей конкретной батареи. Если учесть, что гелевые АКБ отличаются особой конструкцией, то ЗУ для стандартного аккумулятора в данном случае не подойдет. Величина конечного напряжения заряда для каждого вида АКБ будет различной. Поэтому высокое напряжение, что подается на гелевые AGM-батареи, спровоцирует закипание электролита. Температурная компенсация ЗУ должна точно соответствовать числу, которое производитель указал для конкретной АКБ. Также важно корректное напряжение. Нужно помнить, что гелевые аккумуляторы очень чувствительны к данному параметру. Процесс зарядки должен проводиться под четко выставленным и определенным напряжением.

Резюме

Вот что такое гелевый аккумулятор. Плюсы и минусы таких батарей заставляют обратить внимание на них. Такие АКБ можно смело устанавливать на дорогие иномарки. Цена полностью соответствует качеству. А при должном уходе и соблюдении простых правил эти батареи будут служить достаточно долго.

Итак, мы выяснили, какие имеет гелевый аккумулятор плюсы и минусы.

fb.ru

Автомобильный гелевый аккумулятор: плюсы и минусы :

Автомобильная промышленность развивается стремительными темпами. Новые технологии и устройства появляются, обгоняя друг друга, предлагая множество альтернатив традиционным, быстро устаревающим механизмам и решениям. Технический прогресс коснулся даже такого, казалось бы, традиционного элемента, как аккумуляторная батарея. Еще совсем недавно аккумулятор являлся достаточно консервативным устройством, суть выбора которого сводилась к уточнению мощности, полярности и расположения контактов.

Сейчас к этому добавляется еще и тип, а также принцип работы. В последнее время широкое распространение получил гелевый аккумулятор. Плюсы и минусы его достаточно противоречивы. Но эти АКБ имеют некоторые преимущества перед традиционными источниками энергии в автомобиле.

Устройство и принцип действия автомобильного аккумулятора

Для начала следует изучить устройство обычного АКБ, чтобы понять, какие у гелевого аккумулятора плюсы и минусы. Обычный свинцово-кислотный элемент представляет собой герметичный корпус, который разделен на шесть отсеков.

В последних расположено множество свинцовых пластин (плюсовых и минусовых). Эти пластины залиты электролитом, что представляет собой слабый раствор серной кислоты. Она служит для выработки электричества пластинами. Отсеки разделены между собой герметичными перегородками, а плюсовые и минусовые пластины соединены между собой.

Технологии гелевого аккумулятора

Основное и главное отличие такого аккумулятора от обычного – отсутствие жидкого электролита в банках. Вместо него проводником электричества выступает специальный состав, напоминающий гель (отсюда и название).

Он изготавливается на основе двуокиси кремния, в отличие от кислоты на основе серы в простых аккумуляторах. Этот гель полностью заполняет свободное место внутри банок и не позволяет пластинам оставаться открытыми, окружает их своеобразной губкой и предохраняет пластины от осыпания – главного врага традиционных батарей.

Устройство

Давайте рассмотрим устройство гелевого аккумулятора. Как и обычная АКБ, гелевая состоит из нескольких банок, соединенных последовательно. В отличие от свинцового, который можно обслуживать, заливать или выливать из него электролит, гелевый полностью герметичный. Более того, разбирать его крайне не рекомендуется.

Запаянный корпус с гелеобразным электролитом не сообщается с атмосферой, поддерживая внутренне соотношение содержания газов в нем. Поэтому на таких аккумуляторах нет вентиляционных отверстий или пробок, как в обычных, которые надо открывать при подзарядке, чтобы пары электролита выходили наружу. Отверстие все же есть, но это самоуплотняющийся клапан, что регулирует внутреннее давление внутри корпуса аккумулятора. Пластины изготавливаются из особого очищенного свинца, который обладает малым сопротивлением. Это и дает основное преимущество такому типу аккумуляторов – быстрый заряд и хорошую отдачу тока.

Разновидности гелевых АКБ

Гелевые автомобильные аккумуляторы бывают двух типов, и делятся по способу производства. Первые – это GEL. Гелевый электролит вместо обычного водного раствора серной кислоты. Второй тип – AGM.

В таких аккумуляторах электролит и сами пластины заключены в особые пористые сепараторы из стекловолокна. Пластины представляют собой закрученные в рулон решетки из очищенного свинца на манер электролитических конденсаторов. Второй тип в настоящее время получил более широкое распространение, так как способен выдерживать более тяжелые условия и отдавать хороший ток при равных условиях.

Что такое гель

Непосредственно сам гель представляет собой все тот же электролит, в который добавлена двуокись кремния, что и придает ему консистенцию густого желе. Основной плюс здесь в том, что все процессы по рекомбинации элементов, а точнее, освободившихся в результате реакции водорода и кислорода проходят не в свободном пространстве над самим электролитом, а непосредственно в нем, в пузырьках, образующихся в геле.

Поэтому и результаты реакции остаются внутри самого корпуса. Гель в силу своей вязкости не дает осыпаться пластинам со временем.

Преимущества

Какие имеют гелевые аккумуляторы для авто плюсы и минусы? Положительных сторон у такого типа батарей, судя по описанию устройства, должно быть много, и это действительно так. Давайте внимательно изучим гелевый аккумулятор. Плюсы и минусы у него следующие:

Недостатки гелевых АКБ

Рекомендации по эксплуатации гелевых АКБ

Перед покупкой обязательно следует изучить все про гелевый аккумулятор, плюсы и минусы в том числе.

Следует убедиться в полной исправности своей системы электрооборудования. Как уже говорилось, перезаряд способен привести в негодность такой аккумулятор за несколько месяцев. Для предохранения от этой неприятности можно поставить специальный вольтметр с реле. Он будет отслеживать величину зарядного тока. Необходимо позаботиться об утеплении аккумулятора зимой. А еще лучше - припасти для холодов обычный, классический АКБ.

Как заряжать гелевый аккумулятор

Его необходимо подзаряжать так же, как и обычный. Отличия, по сути, только в методе работ. Как зарядить гелевый аккумулятор? Величина тока устанавливается в 1/10 от номинальной емкости, а напряжение должно автоматически расти по достижении 13-14 вольт.

После этого зарядка идет постоянным, неизменным напряжением с постепенным снижением тока. Обычные автоматические ЗУ с этим легко справляются. Следует отметить, что восстановиться такой аккумулятор должен полностью. Неполная зарядка может привести к потере емкости.

Кому нужен такой аккумулятор?

Итак, мы выяснили, какие имеет гелевый аккумулятор плюсы и минусы. Основная сфера применения таких АКБ – автомобили с развитой системой электрооборудования, с множеством дополнительных компонентов, которые требуют много тока за короткий промежуток времени. Например, это могут быть мощные мультимедийные системы. В таких условиях максимально себя раскроют гелевые автомобильные аккумуляторы. Плюсы и минусы таких устройств примерно равны.

Также эти аккумуляторы широко применяются в системах электрооборудования лодок и яхт – отсутствие необходимости часто их заряжать, а также устойчивость к механически воздействиям делают их наилучшими кандидатами на источники тока в таких условиях.

Гелевые аккумуляторы: отзывы

Плюсы и минусы данного типа АКБ достаточно противоречивы. С одной стороны, тех, кто выбрал такой тип аккумулятора, привлекает повышенный ресурс, широкие возможности и универсальность. С другой стороны, высокая цена все-таки не оправдывает всех достоинств. Таким образом, отзывы свидетельствуют, что такие аккумуляторы – нишевый продукт, который по-настоящему эффективен только при соблюдении всех условий эксплуатации и где достоинства перевешивают недостатки, либо ими в определенные моменты можно пренебречь.

Нужно ли покупать такую АКБ сейчас? Ответить довольно трудно. Однако если бюджет у вас ограничен, лучше приобрести качественный свинцовый аккумулятор, нежели дешевый гелевый аналог. Последний явно прослужит не больше одного-двух лет.

www.syl.ru

В чем преимущества гелевого аккумулятора для авто?

Развитие науки никогда не стояло на месте, благодаря чему на смену привычным для нас механизмам пришли модернизированные их аналоги. Достаточно ярким примером подобного совершенствования являются современные автомобили, все узлы которых сильно отличаются от «предков», выпускавшихся десятилетия назад. Вот кто бы мог подумать, что заряжать транспортное средство можно будет от обычной электросети, а ведь сегодня это далеко не самое большое новшество. Также не новинкой являются гелевые автомобильные аккумуляторы, являющиеся неплохой альтернативой кислотным устройствам. Но смогут ли они исправить недостатки своих предшественников? Давайте попробуем это выяснить.

1. Что такое гелевый аккумулятор

Сравнительно недавно на отечественных рынках появился новый тип автомобильного аккумулятора – гелевый. По большому счету, его принцип действия такой же, как и в свинцово-кислотном варианте, а разница лишь в том, что в электролите «новинки» присутствуют химические элементы, обеспечивающие ему гелевое состояние. То есть электролит больше напоминает желе. Сегодня существует два основных вида подобных устройств: гелевые аккумуляторы AGM и GEL.

1.1. Особенности технологии AGM

Аббревиатура AGM расшифровывается как «абсорбирующие стеклянные маты», а по факту – это обычная стеклоткань, которая размещается между положительными и отрицательными пластинами свинца. Именно в этой стеклоткани и находится электролит, пребывающий в «связанном» состоянии. То есть, сам электролит – кислотный, однако помещен в специальный сепаратор из стекловолокна, который и удерживает его от растекания. Именно эта особенность позволяет использовать аккумуляторную батарею в любом положении (даже на боку). Она абсолютно безопасна, ведь исходящие пары полностью удерживаются в порах и используются при дальнейших химических реакциях.

Данный вид гелевых АКБ считается наиболее бюджетным вариантом, а их стандартный срок службы достигает 5 лет. Однако это еще не предел возможностей, так как существуют модели, которые не теряют своих свойств и на протяжении десяти лет. Стандартные изделия могут выдерживать до 200 циклов разряда с глубиной 100%; 50 циклов при глубине 50% и до 800 – с 30%.

Больше всего аккумуляторы с технологией AGM подходят для резервного питания и аналогичных систем, с редкими (циклированными) разрядами. Если соблюдать оптимальный температурный режим эксплуатации (15-25 °C) и не оставлять АКБ в разряженном состоянии, то данная модель, вполне вероятно, проработает обещанный производителем срок.

1.2. Особенности технологии GEL

Аккумуляторные батареи технологии GEL обладают достаточно большим циклическим ресурсом и в отдельных случаях могут выдерживать до 800 заряд-разрядов без потери энергетической энергоемкости.

Вопреки распространенному мнению, обозначение «GEL» расшифровывается не как гелий, а именно как «ГЕЛЬ», так как в качестве сепаратора между пластинами свинца используется силикагель, которым и заполняется все свободное пространство еще на этапе производства. После окончательного застывания это вещество приобретает твердую форму с большим количеством пор, удерживающих электролит.

Благодаря тому, что все пространство между свинцовыми пластинами занято силикагелем, в таких аккумуляторах практически полностью исключается возможность их осыпания, что положительно сказывается на ресурсе АКБ. Более того, подобная конструкция существенно улучшила общие характеристики гелевых аккумуляторных батарей, что, прежде всего, положительно отразилось на числе циклов заряд-разряда и устойчивости к глубоким (100%) разрядам.

Поэтому, пусть даже номинальный срок службы этого вида особо не отличается от ресурса АКБ с технологией AGM (здесь также можно встретить модели с 5-и и 10-и летней гарантией), количество производимых циклов заряд-разряда типичного гелевого аккумулятора будет выше примерно на 50%. Проще говоря, стандартная модель технологии GEL выдерживает до 350 циклов разряда с глубиной 100%, до 550 – при 50% глубины и до 1200 – с глубиной 30%.

Таким образом, решив приобрести более дорогие аккумуляторы технологии GEL, вы сможете сэкономить деньги на обслуживании и ремонте, так как в этом случае уровень стойкости к глубоким разрядам значительно выше. Более того, благодаря особенностям конструкции, данный вид АКБ в меньшей степени подвержен сульфатации (особенно заметно в сравнении с представителями технологии AGM), а значит, без проблем может оставаться полностью разряженным несколько дней.

2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Какой бы аккумулятор ни стоял на вашем автомобиле, он все равно будет иметь не только достоинства, но и недостатки. Так, плюсами гелевого аккумулятора является то, что он:

- обладает высоким пусковым током;

- благодаря состоянию электролита не протекает (даже если корпус вдруг повредится);

- не нуждается в дополнительном обслуживании;

- будет работать в любом положении (даже лежа на боку);

- при исправной электронике может прослужить намного дольше свинцово-кислотных собратьев.

К отрицательным моментам эксплуатации гелевых АКБ стоит отнести:

- низкий уровень устойчивости к перезарядам (необходимо постоянно следить за индикатором);

- плохую устойчивость к низким температурным режимам;

- сравнительно высокую стоимость;

- необходимость присутствия в автомобиле «навороченной» электроники.

Подытоживая все вышесказанное, следует отметить, что гелевая АКБ является неплохим вариантом для систем аварийного электроснабжения, но при использовании на автомобиле могут возникать определенные трудности. Даже принимая во внимание целый список весьма привлекательных преимуществ, данный вид аккумуляторов будет с трудом выдерживать наши климатические условия, а значит, выйдет из строя намного раньше заявленного срока.

Однако, при большом желании, использовать батареи с гелевым электролитом все же можно, главное, чтобы бортовая электрика могла поддерживать специальный режим заряда. Конечно, в случае с отечественными моделями транспортных средств это будет достаточно проблематично (даже с рабочим реле-регулятором напряжение меняется с 13 до 16 В), но если вы являетесь владельцем новенькой иномарки, то такая аккумуляторная батарея идеально удовлетворит энергопотребности вашего автомобиля.

3. Особенности зарядки

На сегодняшний день, несмотря на все свои преимущества, аккумуляторные батареи гелевого типа встречаются достаточно редко. Поэтому многие автомобилисты даже не догадываются, как правильно их обслуживать. В первую очередь следует понимать, что гелевая АКБ нуждается в специальном зарядном устройстве, разработанном специально для таких аккумуляторов. Также следует принимать во внимание и тот факт, что далеко не все сервисные центры занимаются обслуживанием гелевых аккумуляторов, а некоторые из них вообще не имеют представления о правильности проведения этой процедуры.

На самом деле, основным и самым важным правилом при зарядке АКБ гелевого типа является соблюдение максимальной величины подаваемого напряжения, так как при превышении допустимой границы устройство просто выйдет из строя.

В большинстве случаев, в технической документации, прилагающейся ко всем АКБ, их производитель указывает предельно допустимое (пороговое) напряжение (обычно находится в диапазоне 14.3-14.5 В). Естественно, пренебрегать этим требованием нельзя, иначе вы просто выкинете деньги на ветер.

Также следует напомнить, что гелевые аккумуляторные батареи способны долго храниться в полностью разряженном состоянии (даже при минусовых температурах). Однако, когда при зарядке подается высокое напряжение, гелевый электролит начинает выделять газ в больших объемах, настолько больших, что он уже не может адсорбироваться. Для сравнения, в ходе стандартного использования АКБ, газ практически не выделяется, благодаря чему аккумулятор можно спокойно использовать и в закрытом помещении (в салоне транспортного средства или дома).

Какими же параметрами должны обладать зарядные устройства для автомобильных гелевых аккумуляторов? Прежде всего, их характеристики будут зависеть от особенностей самой АКБ. Давайте рассмотрим наиболее типичные классификационные признаки:

• Тип аккумуляторной батареи. Учитывая, что гелевые аккумуляторы имеют свою специфику конструкции, зарядные устройства, использующиеся для подзарядки жидкостно-кислотных АКБ, здесь не помогут. Конечное напряжение заряда у всех видов батарей будет разным, поэтому заряд высокого напряжения, подающийся на гелевый AGM аккумулятор (изначально устройство рассчитано на более низкие значения), наверняка станет причиной вскипания электролита.

• Температурная компенсация зарядного устройства должна полностью соответствовать значению, требуемому для конкретной аккумуляторной батареи (отсутствие термокомпенсации вызовет перезаряд АКБ и сократит срок ее службы).

• Корректное напряжение. В любых ситуациях следует помнить о чувствительности гелевого аккумулятора к резким изменениям напряжения. Поэтому процесс зарядки такого устройства всегда должен проходить только под четко определенным напряжением.

Дешевые и низкокачественные зарядные приборы, которые предлагаются продавцами для зарядки автомобильных АКБ, нередко отличаются некорректным напряжением заряда или некорректным напряжением в буферном режиме. Для гелевых аккумуляторных батарей подходящее напряжение заряда соответствует 14,2 В, а для аккумуляторов типа AGM — 14,7 В. Однако, в любом случае, эти параметры стоит уточнить в соответствующей инструкции.

В большинстве случаев, буферное напряжение для AGM аккумуляторов равняется 13,2 В (при 24 °C), и их длительное использование с напряжением в 13,6 В приведет к сокращению ресурса примерно в 1,5 раза. Спустя несколько суток нахождения в буферном режиме, выделение газа должно практически полностью прекратиться, а проверить наличие кипения можно посредством обычного медицинского стетоскопа.

• Несколько стадий заряда АКБ. В случае с зарядом свинцовых аккумуляторных батарей, всю процедуру следует разделить минимум на три стадии. На первом этапе выполняется зарядка постоянным током (с возрастающим напряжением), на втором – с постоянным напряжением (сила тока уменьшается), а на третьем заряженное состояние батареи будет поддерживаться пониженным постоянным напряжением и током минимальной силы (для компенсации саморазряда его будет достаточно). Если не нужно поддерживать полный заряд, то хватит и двухэтапного рабочего режима зарядного устройства.

• Температурный диапазон работы. Большинство моделей аккумуляторных «зарядок» способны поддерживать температурный диапазон в пределах 5-40 °C. Более широкие диапазонные значения будут свидетельствовать о необходимости полупрофессионального использования, которое не напрямую указывает на высокое качество прибора. Кроме того, если вы планируете выполнять зарядку аккумуляторной батареи в закрытом помещении с относительно невысокой температурой (то есть в гараже или на балконе), важно все-таки подбирать модели с расширенным температурным диапазоном.

• Регулируемая скорость вентилятора. Если выбранная вами «зарядка» имеет встроенный вентилятор, и вы собираетесь использовать ее в домашних условиях, тогда специалисты рекомендуют обратить свое внимание на наличие регулятора переключения скоростей вентилятора. Помимо прочих достоинств, наличие этого дополнения также помогает минимизировать шум от работы зарядного устройства.

Потратив время на детальное изучение рабочих особенностей той или иной «зарядки», вы сможете подобрать максимально подходящий вариант для конкретной гелевой аккумуляторной батареи, а это немаловажная составляющая ее длительной службы.

4. Как выбирать гелевый аккумуляторов

Приняв решение приобрести гелевую аккумуляторную батарею, не забудьте поинтересоваться у продавца об особенностях ее функционирования на транспортном средстве, и будет ли она там вообще работать. Для этого придется замерить напряжение, подающееся от генератора на аккумулятор. Если оно превышает допустимое значение в 14,4 В, лучше отказаться от подобного приобретения.

Кроме того, обратите внимание на прилагающуюся к автомобилю техническую документацию. Наряду с другими характеристиками вашего транспортного средства, здесь указывается оптимально подходящая емкость и сила пускового тока для его АКБ. Если показатели выбранного аккумулятора больше указанных значений, то использовать его на автомобиле можно, а вот если меньше, тогда лучше рассмотреть другие варианты.

При покупке гелевой аккумуляторной батареи также необходимо проверить выходное напряжение на клеммах, которое должно полностью соответствовать требованиям производителя машины. Несмотря на тот факт, что в большинстве случаев габариты гелевых АКБ несколько меньше кислотных аналогов, лучше перемерить все показатели и точно определить, подойдет она к конкретному автомобилю или нет. Выполняя осмотр, обратите внимание и на расположение клемм на батарее, так как в противном случае для ее подключения придется удлинять проводку.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today


Смотрите также

Copyright © 2017